Мы в Одноклассниках
Мы на YouTube
Skype для связи
ICQ для связи

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

 

         Вторым руководителем описания был Петр Матвеевич Коротнев. Он был выходцем из средневолжских дворянств.

         Дьяк Михаил Патрекеев принимал неоднократное участие в проводившихся переписях. Им оформлено много документации, выдано наказов, выписей, данных. Еще до включения в бригаду казанских писцов М.Патрекеев имел уже определенный опыт земельных переписей. К описанию было привлечено значительное количество подъячих. В сохранившихся документах известны фамилии Федора Иванова и Якова Звягина[6].

         В своей работе писцы сверялись с документальными материалами, удостоверяющими права владельцев на землю. Среди них всевозможные грамоты, челобитные, расспросные речи и другие разновидности актового материала и различные писцовые книги предыдущих лет: 1569-1570 гг. Н.Пелепелицына, 1600-1601 гг. Н.Саламыкова, 1601-1602 гг. В.Зузина, 1602-1603 гг. И.Болтина, 1620-1621 гг. Б.Пелепелицына, 1639-1640 гг. И.Ананьина. Писцы были наделены очень большими полномочиями: могли как наделять поместьями, так и отбирать их в казну[7].

         Учет площадей пашни в середине XVII века произведен в десятинах (1,9 га). Подсчеты выполнены в основном правильно, скрупулезно. Писцовое описание охватило 564 поселения Казанской губернии по пяти административно-территориальным единицам - 'дорогам' края. Описание 1647-1656 годов выявило масштабы хозяйственно-экономического освоения региона. Материалы книги Волынского показывают, что освоение земель Казанского уезда проводилось в двух направлениях: с одной стороны основывались новые селения, с другой - осуществлялось оживление пустошей и укрупнение уже существующих поселений. Писцы отметили одну особенность административного устройства Казанского уезда - существование  внутри него самого 'внутренних' уездов - Лаишевского, Сарапульского и Тетюшского. Данное описание было очень ценным для характеристики форм феодальной собственности на землю в нашем крае в первой половине XVII века. Описание земель осуществляли по Зюреиской, Галитцкой, Алатской, Арской дорогах.

         Книги полевые начаты со вступления: 'Книги полевые государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии Казанского уезду и починкам и заимищам и пустошам, и казанцов-дворян и детей боярских, и вдов, и недорослей и иноземцев, новокрещенных мурз и татар и всяких чинов по местным и вотчинным, и Митрополита Казанского и Свияжского, и монастырским и церковным, и всяким землям - пашенным и непашенным землям и перелогом и порослям и сенным покосом, что по государеву указу мерено длинники и поперечники в десятины государевою саженью, письма и мера писцов Семена Васильевича Волынского, Петра Матвеевича Коротнева да диака Михаила Патрекеева'[8].

         По Ногайской дороге описана Рыбная Слобода на Каме.  'Пашенная земля обмерена, ржаное и яровое поля за Лучкою да за Ефтифеиком Трофимовыми, да за Гришкою Матвеевым сыном Бормотова, за Стенькою Кузьминым, за Матюшкою Никитиным, за Гришкою Клементьевым сыном Оботуровым, за Офонькою Ивановым сыном Вятчениным, за Наумком Ларионовым сыном Шитыева, да за Ивашком Никитиным сыном Недоносковым, за Ивашком Фоминым да за Лучкою Трофимовым, да за Лукьяном, да за Антоном, да за Гурком Мининым, за Гордюшкою Васильевым сыном Бурундюковым, за Стенькою Семеновым сыном Шабердиным, за Гришкою Оботуровым описаны'[9].

         В полевых книгах отмечены особенности землеиспользования в селе. 'Государева дворцовая слобода Рыбная на реке на Каме на берегу. И в тои слободе за крестьяны пашенная земля мерена в одном в яровом поле в мелочах, а с ряду с одного мерить было нельзе, потому что крестьяне пашню старую и с новорозчистми пашут через полосу в мелочи, и в городьбах через полосу, а не сряду с одного, и полями не разведена. А в оржаном и яровом полях для хлебные толоки немерено, а за кем сколько пашенные земли по мере, и то писано порознь'[10]. Более четверти всех земель уезда (28-39 %) принадлежало дворцовому ведомству. Несмотря на не прекращавшуюся в течение всего XVII века раздачу земель, этот фонд продолжал оставаться весьма значительным и в определенной степени пополнялся за счет так называемых 'отписок на государя', припуска в пашню 'бесхозных' пустующих земель, а также включения в фонд казенных угодий, просторов 'дикого поля'[11].

         В писцовой книге содержится много сведений о различных формах феодальной собственности на землю, их соотношение между собой, об имущественной неоднородности господствующих слоев, о социальном составе населения, о типах и видах населенных пунктов, об особенностях административного устройства региона и многое другое.

Обширные земли раздавались светским и духовным феодалам. Стали создаваться монастыри - это укрепленные поселения монахов. Они были центрами по распространению христианства среди нерусских народов. Монастыри содействовали осуществлению  политики христианизации. За стенами и башнями этих духовных центров располагались церковь, трапезная, жилой, больничный и хозяйственные корпуса. Беглые крестьяне любили оседать на монастырских землях. Монастырские крестьяне появились во второй половине ХVI века с возникновением Казанско-Спасско-Преображенского, Свияжско-Успенского, Богородицкого, Казанско-Троицкого и других монастырей. В XVII веке в них было около 2000 душ мужского пола[12]. Монастыри на территории наших волостей были в с. Панове - Красный завод и на реке Урайке - Троицко-Урайский в 5 км от нашего села. Они были мужскими. Монахи Красного завода делали кирпич, а Троицко-Урайского  - ловили рыбу. В руках церквей и монастырей находилось 16-17 % общего объема земли[13].

         В 1764 году все церковные земли были конфискованы. Эти земли стали государственными. Для управления этими землями была создана Коллегия экономии. Крестьян стали называть экономическими.

         Кропотливо наш край был изучен Иваном Ивановичем Лепе­хиным (1740-1802) этнографом, действительным членом Петербургской академии наук России с 1768 года.       

В 1768-1772 гг. И.И.Лепехин руководил экспедицией Академии наук в Поволжье, на Урал и в северные районы Европейской части России. В его трудах по этнографии, экономике, географии содержатся глубокие сведения о древних поселениях края, занятиях жителей, обычаях и традициях местного населения. Большой интерес представляют работы И.И.Лепехина 'Дневные записки по разным провинциям Российского государства в 1768-1769 гг.'.

Были и беглые крестьяне. Помещичьи крестьяне бежали за реки Каму и Волгу. Они стремились осесть здесь прежде всего на дворцовых, монастырских землях. Многие стремились записаться в податные, т.е. ясачные крестьяне, как их называли в крае. Эти крестьяне тоже предпочитали осесть на церковных и монастырских землях, где пользовались некоторыми льготами. Ясачные крестьяне находились в зависимости от государства, их еще называли государственными крестьянами.

Когда население Горицы увеличилось, на более ровном удобном месте между двумя оврагами - кладбищенским и заготзерновским - было основано новое поселение. Там уже был военный острог.

Для укрепления власти России на новых землях создавались органы административного  и  военного управления. Опорные пункты новой власти выглядели в виде укреплений старых военно-политических центров, городов и крепостей: Лаишев (1557 г.), Тетюши (1558 г.), Царевококшайск (1584 г.). Заселялись они русскими людьми

 

Во время организации крепости Лаишев был создан Анатышский перевоз.

В конце XVI века в наших краях были построены еще 2 острога: на Каме - это и есть Рыбная Слобода, и на речке Бетьке. Самодержавное правительство оберегало население от ногайских и башкирских племен. Остроги постоянно укреплялись. Сторожевые остроги были обнесены стеной, имелись дозорные вышки, служили в них стрельцы. В остроге на Каме было 3 сторожевых вышки, 4 пушки, одна пищаль. Служба велась круглосуточно.
Создаются засечные черты в виде земляных валов, лесных засек со сторожевой службой. В них входили города, остроги, крепости. С середины XVII века было продолжено строительство укрепленных линий. Сначала стала возводиться Симбирская черта, а затем Закамская. Она начиналась на левом берегу Волги и шла на восток почти до устья реки Белой. На протяжении Закамской линии появилось еще 8 острогов. Строили засечные линии крестьяне. Следы засечных черт с восточной стороны между селами Трой-Ураем и Рыбной Слободой сохранились до наших дней.

Остроги располагались на пересечении торговых путей. Около них селились пришлые люди. Пашни для земледелия было мало. Поэтому хорошо развивались промыслы: рыболовство, гончарное дело, ювелирное производство, кружевоплетение, а также торговля. Так было и с нашим селом.

О названии села существует такое мнение, что слободами называли древние поселения. Определение 'Рыбная' к слову Слобода утвердилось, как полагают старожилы, от того, что надежды поселенцев, в первую очередь, были связаны с Камой, рыбой. Ведь каждый хотел выжить. Возможно, так было в первые годы основания, а удобство расположения привело к развитию ремесла, разных промыслов, торговли. Село стало развиваться как торгово-промысловое, промышленное.

Крестьянским делом в Рыбной Слободе занималось совсем немного жителей - 13 дворов, они платили оброк 49 рублей 26 алтын, остальные из 69 дворов оброк платили рыбой. Слобода стала дворцовою. Крестьяне соорудили 'государево садовое озеро' для производства стерляди и осетра.

Первое упоминание о нашем селе относится к XVI веку. На основании архивных данных историк XIX века Г.И.Перетяткович написал книгу 'Поволжье в XVII-XVIII веках'. Там и содер­жится история возникновения острога, где селились служилые и посадские люди. Около острога раскинулась большая слобода, получившая наименование 'Рыбная' от промысла ее жителей. Село было довольно большое. Это подтверждается размерами оброка и наличием хорошей церкви с теплой трапезной, образами, библиотекой, медными колоколами.

В полном собрании Законов (? 2218) в расписании губерний и городов от 18 декабря 1708 года Рыбная  Слобода указана в числе дворцовых сел. История села, развитие его, судьба связаны воедино с историей Татарстана, историей России. Здесь происходили такие же грандиозные события, установился такой же уклад жизни.

В XVII веке народы края принимали участие в крестьянской войне С.Т.Разина. Да и до крестьянского восстания Разина край постоянно вел борьбу против царской власти.

В начале 60-х годов XVII века Казанский край был затронут восстанием, вспыхнувшим в соседней Башкирии. Восстанием оказалась охваченной вся восточная часть Казанского края. Напряженная обстановка ощущалась в восточных и юго-восточных областях. В Национальном архиве Республики Татарстан сохранился документ, о событиях тех времен. В начале ноября 1669 года казанские воеводы получили тревожное сообщение от Михайлы Скорикова из Заинска о том, что на р. Кундурче собрались 'воинские люди - ногайцы и калмыки и изменники-башкирцы', которые намереваются 'как на Каме реке лед станет: идти за Каму реку и по Закамской черте войною'[14].

В XVIII веке во время крестьянской войны под предводи­тельством Е.И.Пугачева в 1774 году в районе Мамадыша и Рыбной Слободы действовал отряд Б.Канкаева, в районе Рыбная Слобода - Берсут был отряд Т.Юзкеева, Елабуга - Рыбная Слобода - Г.Лихачева. Самым значительным из этих отрядов был отряд Бахтияра Канкаева. Он имел связь с Пугачевым, поддерживал его отряды с тыла. Полковник Михельсон, командующий правительственными войсками, не имел достаточных сил и лошадей для успешных военных действий против восставших. Ему на помощь из Москвы был направлен граф Меллин с большим отрядом. Крестьяне Рыбной Слободы во главе со старостой Иваном Гавриловым вместе с отрядом А.Мустаева навязали сражение Меллину. Отряд Меллина задержался надолго. Усилить отряд Михельсона ему не удалось. В Казань он прибыл с опозданием и направился в сторону Свияжска. С восточной стороны села примерно на расстоянии 3-4 км от села сохранился вал, который старожилы называют 'Пугачевским'. Там происходило сражение с отрядом Меллина. Крестьяне проявили большое упорство, они неоднократно и неожиданно наносили удары, так что отряд Меллина стал гораздо меньше по численности[15].

Восстание Е.И.Пугачева произошло в связи с усилением крепостного гнета, было вызвано ростом феодальной зависимости, эксплуатации крестьян, а также начавшимся разложением феодально-крепостного строя под влиянием развивавшихся капиталистических отношений. Одновременно с ростом барщины и оброка помещики добились от правительства издания новых законов, увеличивших их власть над крестьянами. Специальные указы разрешали помещикам ссылать крестьян по своему усмотрению на поселение, на каторгу и запрещали им жаловаться на помещиков. Крестьяне превращались в 'крещеную собствен­ность' дворян. Их дарили, проигрывали в карты, обменивали на курительные трубки и породистых собак. Не лучше было положение работных людей на фабриках и заводах, обязанных за гроши от зари до зари работать в тяжелых условиях.

Емельян Иванович был талантливым народным вожаком, умевшим с огромной силой выразить народные чаяния о лучшем будущем. Он объявил себя императором 'Петром III'. Среди крестьян широко распространялись сведения о новом императоре. Народный вождь обратился к людям своими манифестами. 'Манифесты' Пугачева были написаны дьяком И.Почиталиным. В них выражались самые сокровенные чаяния трудового народа. Пугачев жаловал народ 'землями, водами, лесами, жительствами, товарами, реками, рыбами, хлебами, законами, пашнями, денежным жалованьем, свинцом и порохом, как вы желали: и даю волю детям вашим и внучатам вечно'. Раскольники получали свободу вероисповедания, магометанцы тоже жаловались 'верою и молитвою'.

Манифест был переведен на татарский и другие языки, широко привлекал татар, башкир, удмуртов, марийцев, чувашей в повстанческие отряды. Они радовались словам 'Императора', читая воззвания Пугачева на родном языке. Текст манифеста на татарском языке (см. Приложение ? 1).

XVIII век принес значительные изменения в социально-экономическом развитии села. Успешно шествуют товарно-денежные отношения, увеличивается производство разного вида товаров, хорошо развивается внутренняя и внешняя торговля.

         Петр Иванович Рычков (1712-1777) - историк, географ, эко­номист, первый член-корреспондент Петербургской Академии наук принимал участие в Оренбургской экспедиции (1734-1743 гг.). С 1744 по 1760 гг. он работал в Оренбургской губернской канцелярии, был членом Вольного экономического общества с 1765 года, написал много трудов по истории, экономике, географии, этнографии народов Поволжья. В своем произведении 'Письмо о земледельчестве в Казанской и Оренбургской губерниях' П.И.Рычков раскрыл экономику, дал характеристику хозяйственных занятий и сельскохозяйственных орудий местного населения и русских поселений, отметил общие приемы проведения сельскохозяйственных работ.

         В селе у нас крестьяне делились на помещичьи и дворцовые. Помещичьи крестьяне - частновладельческие. Их обязанности до XVIII века регулировались традициями, и положение их было не хуже, чем у других категорий крестьян. Дворцовые крестьяне, дворцовые земли были собственностью царской семьи, доходы от них шли на содержание царского двора. С начала XIX века их стали называть удельными по названию созданного для управления царскими землями и крестьянами Департамента уделов. Удельные крестьяне составляли примерно 5% российского крестьянства[16].

         Крестьянский вопрос мучил страну все годы. Самодержавие понимало, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает рост производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими державами, в том числе и в военном отношении.

         Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно путем частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 году было создано Министерство государственных имуществ. Возглавил его П.Д.Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. Это он подавал Александру I записку о поэтапной отмене крепостного права. В 1837-1841 гг. П.Д.Киселев добился проведения ряда мер по упорядочению управления государственными крестьянами. Экономические, ясачные и многие другие категории крестьян, жившие на государственных землях, были сведены в одно сословие - государственных крестьян. В их деревнях стали открываться школы (в нашем селе государственная школа была создана в 1838 году), больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные деревни переселялись в другие губернии на свободные земли. Особое внимание уделялось агротехнике крестьянского земледелия.

         В то время в Рыбной Слободе были семьи, которые желали получить земли, заниматься сельскохозяйственным производством. Они выселились из села, обосновались в с. Новом Починке около д. Старые Арыши. Перевезли свои дома, создали хозяйство.

Деятель русского просвещения А.Н.Радищев за то, что правдиво нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства, за осуждение крепостничества и выражение мыслей о необходимости проведения 'совершенного уничтожения рабства', о передаче земли крестьянам, за осуждение монархии ('самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние') в книге 'Путешествие из Петербурга в Москву' в 1790 году Екатериной II был назван 'бунтовщиком хуже Пугачева' и приговорен к смертной казни. Но затем смертная казнь была заменена 20-летней каторгой в Илимском остроге в Сибири. После смерти государыни Радищев в 1797 году выехал из ссылки. Из Сибири ему пришлось добираться в Москву разными путями. Он плыл на караванных судах по Каме вниз мимо нашего села. У него в дневнике есть упоминание о Рыбной Слободе. 24 мая 1797 года остановился в пос. Лаишеве. В своем дневнике 'Путешествие из Сибири' А.Н.Радищев дает описание Лаишева. 4 июня 1797 года он доплыл до села Богородское - Камское Устье, далее караванные суда вошли в Волгу, оттуда путь лежал в Москву.

Наш край связан также с именами декабристов. В д. Зюзино, что в 3-х км от с. Корноухова, родился декабрист Дмитрий Завалишин. Его отец Иринарх Иванович Завалишин служил под началом русского полководца А.В.Суворова. В 1812 году возгла­вил Казанское народное ополчение, которое сыграло немалую роль в изгнании Наполеона из России. Потом он был командую­щим Астраханским полком и казачьими войсками.

Мать Дмитрия - Мария Никитична Чернышева воспитывалась в Смольном институте вместе с дочерью великого полководца Суворова. Село Зюзино было одним из поместий Завалишиных. Дмитрий Завалишин родился 13 июня 1804 года. Мать мальчика умерла рано, отец женился повторно на казанской помещице Надежде Львовне Толстой - дочери местного помещика Льва Васильевича Толстого. Надежде Львовне принадлежало село Чирпы Лаишевского уезда и много других земель.

Дмитрий Завалишин в 1816-1819 годах учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, в том самом, в котором учились Ушаков и Нахимов. Через два года стал мичманом. Ему, 17-летнему парню, доверили чтение лекций по высшей математике, астрономии, механике. Это говорит о выдающемся таланте, способностях молодого человека.

В 1822-1824 годах Д.Завалишин был в кругосветной экспедиции под командованием М.П.Лазарева. Михаил Петрович Лазарев (1788-1851), русский путешественник, боевой адмирал сделал большой вклад в создание и укрепление военно-морского флота. Он создал целую школу военно-морского искусства и воспитал флотоводцев - героев обороны Севастополя (1853-1856 гг.): Нахимова, Корнилова, Истомина. Он любил и ценил Д.Завалишина.

На парусном фрегате 'Крейсер' Завалишин жил в одной каюте с П.С.Нахимовым. В продолжении всей экспедиции Дмитрий изучал труды лучших русских флотоводцев, знакомился с жизнью, национально-бытовыми особенностями народов, их культурой. В октябре 1822 года 'Крейсер' прибыл в Портсмут, далее в Лондон. В это время в Европе была сложная политическая обстановка. Дмитрий Иринархович из Лондона отправил императору Александру I письмо о практике Венского конгресса, об отступлениях от начал Священного союза. Мысли Завалишина вызвали понимание императора. Потом Завалишин возвращается в Петербург. Был дома, заехал в Москву к Ф.И.Тютчеву на отдых, получил рекомендательное письмо к Аракчееву - военному министру России.

В ноябре 1824 года Завалишин был в Петербурге. Он разработал проект 'Вселенского Ордена Восстановления истины'. В основе проекта лежала идея мирного прогресса и просветительские иллюзии о просвещенном монархе. Цель Ордена заключалась в утверждении просвещения и правды в мире, защите угнетенных, покровительстве бедным, целомудрии, воздержании от житейских пристрастий и нравственном самоусовершенствовании своих членов. Он был сторонником утверждения в Европе монархического правления, распространения влияния России на американские владения. Завалишин предложил Александру I основать такой Орден и распространять его потом по всей Вселенной под покровительством императора. Говорилось и о власти, связанной с законом, т.е. о конституционном управлении.

Проект этот Александр I передал в Негласный комитет под председательством Аракчеева. Встреча Завалишина и Аракчеева не состоялась. Министр посчитал Дмитрия Иринарховича гордецом и либералом.

В Петербурге Завалишин познакомился с Александром Грибоедовым, который приехал после 6-летнего отсутствия и поселился с А.И.Одоевским. Завалишин также стал посещать дом Одоевского. Там он сделал для себя копию 'Горя от ума' с последними исправлениями Грибоедова. Потом уехал снова в Москву к Тютчевым. Комедия Грибоедова 'Горе от ума' впервые в Казани появилась осенью 1825 года из рук Дмитрия Завалишина.

Вскоре Д.И.Завалишин у адмирала Н.С.Мордвинова встретился с К.Ф.Рылеевым. С этого знакомства Завалишин приобщился к тайному Северному обществу. К.Ф.Рылеев заметил оригинальный способ мышления Завалишина, рассказал о тайном обществе. Дмитрий стал писать агитационные стихи, распространял идеи декабристов. По его инициативе начинается революционная работа среди моряков.

В ноябре 1825 года Д.И.Завалишин получил отпуск. В декабре он был в Казани. По делам общества ездил в города Симбирск, Москву. Но Рылееву тайну своего Ордена Завалишин не открыл. Он отказался и от объединения с Северным обществом. Много друзей, родственников было в Казани. Именно 14 декабря 1825 года он находился здесь и ничего не знал о восстании на Сенатской площади. Когда с сестрами решили навестить родных, посетить Симбирскую деревню, там из Петербурга Завалишина ожидал артиллерийский офицер. 2 января 1826 года Завалишин был арестован и отправлен в Петербург.

        Дмитрия Иринарховича доставили прямо во дворец. Снимал допросы генерал Левашов. В роли следователя выступал и Николай I. На первых допросах доказать виновность Завалишина не удалось, и с середины января до конца марта 1826 года он был на свободе.

        О революционной деятельности Завалишина в предыдущие годы было описано С.М.Михайловой в книге 'Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья' (Казань, 1972).

В.П.Ивашев. Акварель Н.И.Бестужева 1834 г.  Основное собрание, Москва

Д.И.Завалишин. Акварель Н.И.Бестужева 1839 г.  Основное собрание, Москва

 
      

        Еще в 1824 году в с. Зюзино  Лаишевской усадьбы помещика Завалишина создается кружок, основанный декабристами Д.И.Завалишиным и В.П.Ивашевым. В кружок входили В.И.Панаев, Ф.М.Рындовский, братья Наумовы, Есиповы, Демидовы. В кружке читали программы декабристов, написанные Пестелем и Муравьевым. Восторженно говорили об Испанской революции, о необходимости перемены существующего строя в России.

        Многие приписывают создание тайного общества в Казани Завалишину. Что касается декабристов Рылеева, Каховского, они планировали иметь тайное общество в городах Казани, Москве - центрах прогрессивно-общественной мысли, а Казань являлась и центром обширного военного округа.

        В апреле 1826 года Завалишин снова арестован. Были организованы серии очных ставок, и он не смог отвергнуть очевидные и единогласные свидетельства против него. 29 мая 1826 года Дмитрий Иринархович пишет письмо Николаю I с просьбой лишить его всех чинов и дворянства, сослать в монастырь Иоанна Предтечи на р. Иртыше, полагая, что это будет высшей мерой наказания. Но царский суд Завалишина отнес к первому разряду преступников, приговорил его к смертной казни.   

        В августе 1826 года Завалишин был привлечен к новому следствию по обвинению в государственной измене. Его младший брат Ипполит подал донос, будто бы Дмитрий находился в связях с иностранными правительствами и получал от них значительные суммы для проведения смут в России.

        После ряда допросов это обвинение было снято. Смертный приговор был заменен ссылкой в Сибирь. 18 января 1827 года Завалишина отделили от основной группы сосланных. Его одного под конвоем доставили в г. Нерчинск. Там был построен специальный каземат для декабристов. Содержался там Завалишин до 1830 года. Здесь он неустанно работал, много читал, писал, совмещая труд умственный с физическим. Сел за изучение греческого и латинского языков (он уже знал английский, испанский, французский, немецкий языки). Организовал курсы высшей математики. Занимался принудительным трудом, выполняя различные земляные работы. Зимой на ручных мельницах молол зерно. Был и художником, рисовал картины о тюремной жизни и быте заключенных и их жен, о сибирской природе.

        Стало труднее, когда заключенные перешли на поселение, их разбросали по Сибири. Паек составлял 200 рублей в год. Многие эту 'милость' принимать не хотели. Несмотря на трудности, декабристы и в Сибири развернули большую научную, культурно-просветительскую и хозяйственную деятельность. Изучали, описывали природу, климат Сибири, ее растительный и животный мир, сажали и выращивали овощи, выводили новые сорта сельскохозяйственных культур.

        В 1839 году Завалишин вышел на поселение и женился на дочери полковника Смольянинова. Но в 1845 году жена его умерла (похоронена около старочитинской Михайло-Архангельской церкви).

        В Чите Д.И.Завалишин обучал детей на дому и в школах, принимал активное участие в открытии и работе школ. Выписывал книги, учебники из Петербурга. Открыл ряд сельских приходских училищ, возобновил работу казачьей и солдатских школ, открыл школу для мальчиков и девочек 'всякого звания и положения'. В Чите он прожил почти четверть века.

        Генерал-губернатор Сибири решил избавиться от строптивого Завалишина и начал хлопотать о выселении его из Сибири. И добился.

        В 1856 году был принят царский Манифест, по которому декабристам разрешался выезд во внутреннюю Россию и жить во всех городах. Им было возвращено дворянское звание. Все же Д.И.Завалишин еще довольно долго оставался в Забайкальской области. Прибыл в Казань Дмитрий Иринархович 28 ноября 1863 года. Побыл недолго. Казанский губернатор решил отправить его из губернии, мотивируя тем, что его пребывание в городе отрицательно влияет на поведение молодежи. Он переехал в Москву жить под надзором и с условием, что не будет выступать против правительства.

        В 1871 году Дмитрий Иринархович женился вторично в возрасте 67 лет на дочери титулярного советника Зинаиде Павловне Сергеевой. У них родились четыре дочери и два сына. Брак был счастливым.

        В Москве он работал секретарем комитета грамотности, не оставлял и литературную деятельность. Состоял членом попечительства глухонемых. Вел активную общественную деятельность.

        Личность Д.И.Завалишина была сложной, его поступки порой казались необъяснимыми и странными. Его мучительный самоанализ, тоска по нравственному идеалу, стремление к утверждению правды на земле, простота и скромность в жизни, талант и гениальность, и многие свойства его личности восхищали многих.

        Д.И.Завалишин пережил всех декабристов. Он был последним из этой плеяды революционеров. Умер он в возрасте 88 лет - 'рыцарь без страха и упрека'.

В 1882 году через наш край проезжал великий писатель Л.Н.Толстой. Здесь он интересовался конезаводами Казим-Бека и его предпринимательской деятельностью, а также оборотами Рождественской ярмарки (которая была в Лаишевском уезде).

Лев Толстой приезжал с сыном в Лаишевский уезд и в 1891 году. Они побывали в поселках Лаишеве, Тюлячах, Пановке. Это было в неурожайном году. Толстой и его сын Лев Львович содействовали открытию в п. Пановке столовых и организации лечения холерных больных (тогда наблюдалась вспышка холеры).

А.М.Горький - великий писатель, хотя и не был  в нашем селе, но хорошо знал о нем. Алексей Пешков (Горький) работал и дружил с некоторыми рыбнослободцами. Один из братьев Субботиных, Дмитрий Петрович (1879-1938) рано уехал из Рыбной Слободы в поисках заработка. Он обосновался в Нижнем Новгороде, где познакомился и долгое время дружил с будущим писателем. Они вместе работали на пивоваренном заводе. В семье Субботиных хранилась фотография, на которой были сняты А.Горький и Д.Субботин.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить