Мы в Одноклассниках
Мы на YouTube
Skype для связи
ICQ для связи

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вот что писал литературный критик В.Озеров: 'С интересом прочитал, увидел крупные характеры, большие дела, бурные страсти - это и есть смысл нашего времени'. Другой критик Е.Осетров отметил, что М.С.Бубеннов относится к числу современных авторов, кровно увлеченных темой Сибири, что его роман - это роман о ге­роях. Их характеры подстать полноводным и бурным сибирским рекам, русла которых приходится прорубать с тем, чтобы дать проход судам. Прорубать взрывами. Работа героев сродни опасному труду солдат на войне.

Подводя итоги своей жизни, Михаил Семенович писал: 'Я считаю себя рядовым солдатом русской литературы. С юных лет я служу ей, как служили советские солдаты своей Отчизне на полях Великой Отечественной войны. Не все они увенчали свои жизни героическими подвигами, достойными бессмертной славы, но все они честно исполняли свой священный долг; от огня их сердец занялось и возникло над всем миром ослепительное сияние нашей Победы'.[17] Писательское дело Бубеннова отмечено двумя орденами Трудового Красного Знамени (1959, 1971 гг.).

                            *        *        *

Наш край связан с именем грузинских князей Багратион. Потомки П.И.Багратиона - генерала, полководца Отечественной войны 1812 года владели земельными угодьями в селах Урахча и Мельничный Починок. Княгиня Багратион 12 июля 1917 года телеграфировала в Казанскую земскую управу о защите ее от притеснения крестьян, которые отказывались исполнять повинности, занимались незаконной порубкой леса, мешали работе мельницы.

В конце XIX века в селе было два общества со своими старостами. Улицы Большая, Мокрая, Стрелка, т.е. их жители, входили в одно общество, жители Базарной, Хивы - в другое (План села того времени см. Приложение ? 2, Клировые записи по состоянию населения с 1880 по1897 гг. см. Приложение ? 2а).

Дорога на горицу. Худ. В.А. Пузырьков

Дорога в Горицу. Худ. В.А.Пузырьков

 
В XIX веке в селе было мужчин 401 человек, женщин - 515. В Горице мужчин - 23, женщин - 18 по клировым ведомостям. В 1862 году было 289 домов и питейное заведение. Хлебопашеством крестьяне почти не зани-мались. Занятия жителей составляли торговля и различные промыслы, особенно серебряный. Ювелиры-'серебряки' составляли значительную часть жителей.

В 1783 году в селе была построена каменная церковь. На высоком берегу красовалась двуглавая. Здание церкви особенно хорошо смотрелось со стороны Камы. Величие, спокойствие таились в храме, казалось, что от всех бед, бурь  готов защитить человека этот храм. Название церкви - Во имя Казанской Божьей Матери с приделами святых Равноапостольных Петра и Павла и Дмитрия Митрополита Российского. До этого была деревянная церковь-часовня во имя Святого Николая в Горице. Там часто проходили богослужения, крестные ходы. Людей хоронили на кладбище недалеко от часовни. Строили каменную церковь всем миром из красного кирпича. Раствор, что применяли мастера, был белым, очень крепким. Купола были яркими, красивыми. На них были кресты из тонкой меди, покрытые позолотой. Их делали специальные мастера.

В звоннице церкви было 12 колоколов. Самый большой колокол весил 280 пудов, язык этого колокола был в человеческий рост.

Внутри церкви былое богатое убранство. Все стены, потолок до самого купола были расписаны картинами из жизни святых, украшены иконами. Красиво были оформлены подсвечники. Они были разной величины, высоты: для маленьких свеч, для средних, для больших.

Часовня во имя Святого Николая. Худ. В.А. Пузырьков

 
В церкви работали духовные отцы Орлов, Соколов, дьяком был Казанцев. Батюшка И.М.Орлов управлял церковью в конце XIX - начале XX века. Видимо, его сыновья Феодор, Константин, Михаил, Василий продолжили дело отца. Феодор Иванович стал священником после смерти отца в Рыбной Слободе, Константин, Михаил и Василий  были законоучителями - священниками в селах Полянке, Анатыше и Рыбной Слободе. Феодор Иванович скончался в 1918 году в возрасте 38-40 лет. Он был похоронен около церкви. В 1972 году, когда обвалился берег Камы, стала видна кладка стены могилы. Кто-то сделал пролом кладки, вытащил гроб, ограбил могилу. К удивлению многих односельчан, что спустились к Каме утром, увидели хорошо сохранившееся тело. Человек был похоронен в генеральском мундире, в двух гробах: цинковом и деревянном, тело было забальзамировано. Было высказано предположение, что этот человек погиб от раны. Утвердилось мнение, что это участник Крымской войны. Тело его было доставлено на родину. Этот человек также близок к семье Орловых. Только таких людей хоронили около церкви. Когда было заложено строительство нового храма, в развалинах старой церкви был обнаружен склеп - усыпальница батюшки и его семьи.

Другой священник Соколов Владимир был священнослужителем в Русском Ошняке, потом в Рыбной Слободе. (Его один сын Николай Владимирович стал профессором, заслуженным деятелем науки ТАССР и РСФСР (см. о нем в разделе Здравоохранение). Другой сын после окончания сельскохозяйственной академии работал в Министерстве сельского хозяйства Татарстана). При церкви также работал дьяк Казанцев.

В селе было духовное правление. Церковь была Соборной, часто на Соборы приезжали священнослужители храмов других сел. В церкви был староста - Уфимцев Яков Федорович. Он ведал всеми хозяйственными делами. Аккуратно вел делопроизводство.

Прихожан было много, в праздники не помещались в церкви. На богослужения ходили всей семьей. Было большое уважение и почитание священнослужителей.

Ф.И.Орлов с супругой Ольгой  Владимировной. 1914 г.
Из сел Остолопово, Трой-Урая на лодках приезжали прихожане в наш храм на богослужение.

Односельчане часто собирались на сходы, обсуждали вопросы, касающиеся села. Собирались во время праздников на Слеповой горе (место между поликлиникой и ЦДТ).

[1] Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. Казань. 1999, с.206

[2] Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов. Москва. 2001, с.12

[3] Там же, с.13

[4] Д.А. Мустафина. Феодальное землевладение и социальные категории населения в Казанском уезде во второй половине XVII века. Казань. 1986, с.13

[5] П.А.Садиков. Очерки по истории опричнины. Москва. 1950, с. 367

[6] РГАДА. Ф.1209, кн. 955, л.178-183, об. 358

[7] РГАДА. Ф.129, кн.955, с.360

[8] РГАДА. Ф.129, кн.955, с.87

[9] Там же, с.88-89

[10] И.П.Ермолаев, Д.А.Мустафина. Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов. Москва. 2001, с.133

[11] И.П.Ермолаев, Д.А.Мустафина. Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов. Москва. 2001, с.18

[12] Татарский энциклопедический словарь. Казань. Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999, с.365

[13] И.П.Ермолаев, Д.А.Мустафина. Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов. Москва. 2001, с.17

[14] НАРТ. Из столбцов Мурзихинского архива. Т.I, л.30

[15]Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в пугачевском восстании. Казань, 1975, с.178

[16] Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. Казань. 1999, с.207

[17] Бубеннов М.С. Москва, 1982, т.4, с.494

Информация и карта

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить