• РЫБНО-CЛОБОДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - БАЛЫК БИСТӘСЕ МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫ
Последние популярные районные новости

Сегодня в Рыбно-Слободском районе прошел ...

Недавно мне довелось побывать в селе Гремячка, ...

У нас немало ветеранов труда, добросовестно ...

Холодный, снежный ветер, как бы не желая ...

В рамках национального проекта «Спорт – норма ...

Уходящий 2018 год прошел в МБОУ «Рыбно-Слободская ...

Участница вокального кружка районного Дома ...

В Рыбно-Слободском районе создан Межведомственный ...

Конкурс был организован в два этапа. На заочном ...

В Рыбно-Слободском муниципальном районе создано ...

Татарские пословицы

Ум җәйләрдә түгел, ә башымда-Ум не в летах, а в голове

В Казанском университете обсудили варианты эскиза стратегии татар

В дискуссионном клубе КФУ обсудили обновленный эскиз документа.

Участники дискуссионного клуба на очередной встрече в Казанском университете обсудили варианты эскиза Стратегии татар. Модератором выступил советник ректора вуза Юрий Алаев. Он предложил экспертам порассуждать, почему вообще возникла необходимость создания документа и куда он должен привести татарский народ.

- Как ученый я могу предположить, что Стратегия - это своего рода попытка найти выход сохранить этничность, идентичность татарского народа в условиях глобализации, - открыла диалог научный сотрудник института истории Марджани Лилия Сагитова. - Сегодня этничность меняется, размывается. Думаю, что одним из стимулов стало также то, что татарский язык перешел в разряд добровольно изучаемых языков. Когда он изучался в школах как обязательный язык, худо-бедно этническая культура всё равно воспроизводилась на массовом уровне. Этничность имела такое подспорье.

Профессор КФУ Рафаэль Валеев в свою очередь высказал мнение, что Стратегия касается каждого представителя нации на территории Евразии, что есть регионы, которые раньше входили в состав Волжской Булгарии и Золотой Орды, и сегодня там проживают татары.

 

 

 

- Для татарского народа очень важны те духовные скрепы, которые их объединяют. Да, вроде бы они у нас в семье есть. Но есть скрепы, которые должны осуществляться по линии государства, по линии общественных организаций, по линии ЮНЕСКО. Всё дело в том, что развитие татарского народа можно обеспечить только самим татарским народом и его религией, - заявил Валеев.

Спикер имеет в виду, что в последней, обновленной версии эскиза Стратегии татарского народа появилась отдельная глава, обозначенная как «Духовные скрепы». Она содержит четыре составляющих: «Великая история и культура», «Устремленность в будущее», «Приоритет знаний и инноваций» и «Преемственность традиций».

Юрий Алаев зачитал несколько положений из первой редакции документа.

- Ставится задача - развитие татарской нации на основе укрепления и создания единого социокультурного пространства. Как это может быть реализовано на практике? Когда мы говорим о татарском народе, то кого мы имеем в виду: касимовские, сибирские, астраханские или казанские татары? - вопрошал Алаев у разработчиков.

- Я могу сказать, что сама Стратегия подразумевает единый татарский народ: в пределах и Российской Федерации, и за рубежом. Я опираюсь на свой научный опыт. Мы несколько лет исследовали идентичность татар, ездили по регионам, были в Тюменской области, у сибирских татар, у башкирских татар. В Крым собираемся. Мы встречаемся с самыми обычными и рядовыми людьми. Спрашиваем у них о том, как они себя ощущают. Да, у нас не было массовых соцопросов. По нынешним дням это неподъемно, нужны кошмарные деньги, - рассказала Лилия Сагитова.

В то же время спикер дополнила, что были проведены глубинные интервью на предмет этнической самоидентификации татар.

- Естественно, что все они выделяют какие-то свои региональные особенности. Но общетатарская идентичность есть, - резюмировала Сагитова.

Другой участник дискуссии -профессор КФУ Раиль Фахрутдинов рассказал, что по опыту проведения переписей населения в России в Москве есть влиятельные силы, представляющиеся этнологами, которые всячески пытаются выделить в составе татарской нации какие-то подгруппы.

Например, в недавнем интервью главный этнолог России Валерий Тишков рассказал, какие новшества предполагается ввести в методологию проведения переписи населения в 2020 году. Московский эксперт отметил, что среди татар есть сибирские татары и кряшены, которых можно было определить в отдельную подгруппу. В то же время, к примеру, кряшены Казани и Татарстана ещё ни разу не были замечены на заседаниях по разработке Стратегии, не было приглашено православное духовенство кряшен.

- Проблема кряшенской нации - надуманная. Кряшены сами должны определиться, какая у них идентификация. Главный показатель - это всё-таки язык, а они разговаривают на татарском. Их проблема в последние десятилетия всё больше облекается какими-то мифами. Так, есть версии, что кряшены были крещены ещё до принятия булгарами ислама. Но я сторонник, что вместе с ними мы единая нация, - озвучил позицию Фахрутдинов.

Юрий Алаев сравнил тексты двух эскизов Стратегии и отметил несколько утверждений, которые разнятся в них. Он определил суть сделанных изменений в новой редакции тем, что нынешние разработчики хотят понравиться идеологам из федерального центра.

- В тексте появилось несколько кивков, дающих основание думать, что кто-то из федерального центра прочитал первый эскиз, посмотрел его шапку и потихоньку позвонил в Казань, к разработчикам, - заявил советник ректора КФУ. Он имеет в виду то, что в первоначальном эскизе главным был лозунг «Кем мин - татар булмагач?», то есть «Кто я, если не татарин?». Таким образом, сформулированный вопрос не предполагал никакой альтернативы для самоидентификации.

Теперь же, в новой версии документа, главным лозунгом стал тезис: «Без - татар дөньясы», то есть «Мы - татарский мир». По словам Алаева, этот тезис не такой острый и провокационный, как предыдущий. Тем не менее от тезиса «Кто я, если не татарин?» разработчики полностью не отказались, он аккуратно отодвинут.

- К словам «татарский мир» не придерешься. Если есть «русский мир», то почему бы не быть и «татарскому»? - отметил советник ректора КФУ.

Он не оставил без внимания появившиеся в новом эскизе слова «духовные скрепы».

- Появились «духовные скрепы». Это же слова тех, кто владеет политическим языком лучше, чем научным. Как можно на татарский язык перевести это понятие? - обратился к разработчикам Алаев.

- Здесь может быть несколько вариаций. Вопрос не в дословном переводе, а в том смысле, что несут слова. По-татарски выражение можно перевести как «Рухи бердәмлек», - ответил директор института истории и археологии АН РТ Айрат Ситдиков.

Дискуссионный клуб завершился тем, что несколько разработчиков Стратегии заявили, что вторая редакция эскиза не последняя, ещё будут новые варианты документа, а значит, и публичная дискуссия в среде татар продолжается.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Герб района

Ры́бная Слобода́ (тат. Балык Бистәсе) — посёлок городского типа в России, административный центр Рыбно-Слободского района Республики Татарстан. Образует муниципальное образование посёлок городского типа Рыбная Слобода со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе. Посёлок расположен на берегу Куйбышевского водохранилища (Кама), в 70 км к юго-востоку от Казани (91 км по дороге).Биография района описана тут

Партнёр

logo.png

Официальные контакты

Адрес: 422650, Республика Татарстан, Рыбно-Слободский муниципальный район, пгт.Рыбная Слобода, ул.Ленина, 48
Телефон: 8(84361) 22-113
Факс: 8(84361) 23-012
E-Mail: balyk-bistage@tatar.ru

Наш канал

Мы в Одноклассниках

Publish modules to the "offcanvs" position.