Каждое село имеет свою биографию,своё лицо.Рыбная Слобода создавалась как военный острог.В ХVI веке здесь была постороена крепость-сторожевая вышка.Около этой крепости возникло поселение пришлых свободных людей,жители которого занимались рыболовством и различными ремёслами.Это поселение из военного острога превратилось в промысловое,торговое село-Рыбную Слободу.Оно стало богатым,играло большую роль в производстве и торговле края.Рыбную Слободу вместе с Алексеевским называли*Москвой и Петербургом*Лаишевского уезда.Ещё в XVIII веке американцы знали о нашем селе как центре кружевного производства.Азиатские народы восхищались ювелирными изделиями мастеров-кустарей,умельцев.В Рыбной Слободе хорошо были развиты рыболовство,гончарное,кожевенное,столярное дело и различные другие промыслы.В крае Рыбной Слободы бывали А.Н.Радищев,Л.Н.Толстой,А.М.Горький,Н.К.Крупская,М.С.Бубеннов,представитель России в Европарламенте В.Е.Басито,депутат Государственной думы России О.В.Морозов.Неоднократно приезжал президент республики Татарстан(сейчас уже бывший) М.Ш.Шаймиев.В деревне Зюзино родился и жил со своим другом В.П.Ивашевым декабрист Д.И.Завалишин.О Рыбной Слободе хорошо знал А.М.Горький.Мы гордимся теми кто в годы трудных испытаний встал на защиту Родины.158 лучших сынов и дочерей нашего села пали смертью храбрых на полях сражений.Гордостью страны в мирное время стали:Это профессор,доктор химико-технических наук,создатель топлива для реактивных двигателей Синаев Константин Иванович,генерал-майор медицинской службы Иванов Николай Константинович,профессор,заслуженный деятель РСФСР,ТАССР.корифей военно-полевой неотложной хирургии Соколов Николай Владимирович,доктор физико-математических наук,профессор,зав.кафедрой физического факультета Минского государственного университета Кузьмин Владимир Семёнович,генерал-лейтенант,бывший командующий округом ракетно-ядерных войск Северного Кавказа Садовников Лев Сергеевич,генерал-лейтенант,ныне заместитель командующего железнодорожными войсками России по тылу Камалов Хамит Искарович,капитан первого ранга Краснознамённого Тихоокеанского флота Кузьмин Виктор Александрович,чемпион мира по гребле Бухарин Геннадий Иванивич,оперный певец Московского большого театра Михайлов Максим Дормидонтович и многие другие.А сколько орденоносцев,заслуженных деятелей науки,литературы,искусства,врачей,учитилей,людей других профессий?!История народа страны,села Рыбной Слободы или деревни сохраняется живой памятью поколений.
В глубокую древность, около миллиона лет тому назад, в начале так называемого четвертичного периода, задолго до появления человека на территории нашей республики были другие природные условия. Самой большой рекой тогдашней Восточной Европы была Кама - первоначальная Кама или пра-Кама. Одним из ее притоков являлась река, протекавшая в долине современной Волги и впадавшая в эту пра-Каму там, где теперь Кама впадает в Волгу. Нынешней Волги тогда еще не было. Мы не поверили бы своим глазам, увидев на берегу современной Волги и Камы типично южных животных, как слоны и носороги. Но в те дале-кие времена они обитали. Тогда климат был теплым.
Но картина изменилась, наступил период сильного похолодания, Великое оледенение. Началось оно около 800 тысяч лет тому назад. Ледник достиг общей площади 5 млн.кв.км, толщины до 2 км. Граница его не доходила до Татарстана на 100-120 км. Ледник продвигался на юг, оттуда дули холодные ветры. В наших краях установился холодный арктический климат. Местность напоминала современную тундру. Теплолюбивые растения и животные вымерли и вместо них в предледниковой зоне появились мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи, песцы.
Прошли тысячелетия. Климат менялся, ледник таял. Это внесло большие изменения в речную сеть. Вытекавшие из-под ледника обильные воды переливались в Каму и 'перепилили' ее. Начался процесс образования современной Волги. Ледник таял, отступая на север, уступил место теплу. Установился климат, почти соответствующий современному.
У нас на Каме каждый год добывают гравий. Черпалки-машины стоят на воде и из глубины своим ковшом достают этот стройматериал. Гравий поставляют на завод ЖБИ и в места прокладывания дорог. Рабочие, когда разравнивали дорогу, увидели громадные кости, доставленные вместе с гравием. Это были останки мамонта. Зубы, бивни, бедренная кость животного были найдены около лагеря 'Березка', на грузовом причале, где склад гравия, на реке Бетьке около Анатышской пасеки и реке Ошнячке около деревни Большой Ошняк. Когда-то в тех местах был лес, и в нем водились такие диковинные животные.
Кости отдельных частей мамонта хранятся в районном и школьных краеведческих музеях сел Масловка и Урахча. Зубы и челюсть мамонта имеются в школьном музее гимназии ? 1 Рыбной Слободы.
Первые люди на территории современного Татарстана появились в эпоху палеолита - древнего каменного века около 100 - 40 тыс. лет тому назад. Тогда в этих краях господствовал холодный, сухой климат, присущий приледниковым тундровым зонам. Стоянка людей того времени обнаружена в Тетюшском районе Республики, недалеко от с. Бессоново. Обитатели этой стоянки относились к неандертальцам (по названию останков древнего человека, найденного в долине р. Неандерталь в Германии). Эти племена занимались охотой и собирательством, жили в пещерах и шалашах, вели кочевой образ жизни.
40-12 тыс. лет тому назад наступило на Земле потепление. Ледник отступил к северу. Теплолюбивые животные и люди мигрировали на территорию Среднего Поволжья. Тогда сложился почти современный тип людей, зародилась религия. По берегам рек Волги и Камы учеными-археологами были обследованы места обитания людей этого периода.
В эпоху мезолита - среднего каменного века (VIII-V тыс. лет до н.э.) заметно изменился образ жизни человека. Коллективная охота на крупных животных, которая была почти единственным способом добывания пищи, ушла в прошлое. Люди изобрели лук со стрелами, гарпун, рыболовные сети и крючки, лодки-долбленки с веслами. Резко возросла роль рыболовства. На мелкого зверя (лося, кабана, медведя и пр., птицу, которые появились после потепления), человек мог охотиться небольшими группами или поодиночке. Изменилась технология обработки камня, изобретались новые виды орудий труда: скребок, проколка, наконечники стрел. Кабы-Копрынская, Усть-Камская, Сюкеевская, Тат. Азибейская стоянки дают интересный, богатый материал для изучения жизни людей в средне-каменный век.
В IV - первой половине III тысячелетия до н.э. был поздний каменный век - неолит. Тогда люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Жили они в больших укрепленных поселках. Территория Татарстана стала более многолюдной. Много поселений охотников, рыболовов располагались по берегам рек и озер. Они состояли из домов-полуземлянок. Стоянки позднего каменного века найдены у поселков Обсерватория, Займище, Боровое Матюшино на Волге, сел Лебедино, Дубовая Грива, Игим на Каме. У этих племен было много различных орудий труда: топоров, дротиков, рыболовных крючков, тесел и т.д.
Изделия этого периода хорошо отшлифовывались, при их изготовлении применяли сверло. Человек научился лепить глиняную посуду. В ней на огне готовили пищу. Такую посуду применяли и для хранения зерна и продуктов.
Во второй половине III - начале II тысячелетия до н.э. человек узнал о полезных свойствах меди. На территории Татарстана обнаружены предметы волосовской археологической культуры (от названия с. Волосово, расположенного недалеко от г. Мурома на р. Оке). Волосовцы занимались по-прежнему охотой, рыболовством, собирательством, начали переходить к земледелию и скотоводству. В местах обитания волосовских племен археологи нашли мотыги, ступки для растирания зерна, остатки самих зерен, кости домашних животных. Волосовцы начали осваивать металл. Из меди изготовляли женские украшения, ножи, шилья, наконечники стрел и т.д.
Наступила эпоха бронзового века, эпоха господства производящего хозяйства (начало II - I тысячелетия до н.э.). К нему первыми перешли потомки волосовских племен. Эти племена отличались совершенствованием технических навыков и умений.
Центрами производства бронзы в крае были юго-восточные районы Татарстана, по побережью рек Мензели, Ика, Зая. Потомки волосовских племен жили в окрестностях Казани (у поселков Займище, Балым, Карташиха, Атабаево). Ученые их назвают условно приказанскими племенами. Приказанцы знали строительное, военное дело, земледелие, скотоводство. Сеяли просо, пшеницу, ячмень. Зерно хранили в хозяйственных ямах. Разводили лошадей, коров, овец, коз, свиней. Приказанские племена верили в существование души и ее переселение.
Закамская территория Татарстана населялась племенами срубной культуры (их название связано с тем, что умерших хоронили в деревянных срубах). Они были пришлыми племенами, переселились в эти края из южных областей.
Памятники приказанской и срубной культур показали серьезные изменения в жизни людей, улучшении условий жизни, появлении возможности иметь запасы зерна и продуктов. В данную эпоху стал развиваться обмен продуктами и изделиями с племенами, жившими на Урале, в Западной Сибири, южных степях Восточной Европы, на Кавказе. Из этих мест привозили металл и металлические изделия.
Недалеко от с. Троицкий Урай, в 5 км от с. Рыбная Слобода учеными-археологами обнаружена стоянка первобытных людей на Широкой Горе. Древнее поселение - городище было обследовано казанским археологом XIX века П.А.Пономаревым. Пономарев Петр Алексеевич (1847-1919) - историк, археолог, один из Учредителей и почетный член Общества археологии, этнографии и истории при Казанском государственном университете, преподаватель Родионовского института благородных девиц, частной женской школы в Казани. Он проводил археологические раскопки древних и средневековых памятников Поволжья. Написал много трудов по археологии бронзового и раннего железного веков, истории Волжской Булгарии
П.А.Пономарев установил наличие на Широкой Горе, на правом берегу Камы городища - древнего, укрепленного поселения. Место это изрезано многочисленными оврагами, образовавшими целую систему мысов. Один из них издавна привлекал внимание древних людей. Площадка мыса довольно ровная, с напольной стороны ограждена мощным валом и глубоким рвом. Высота вала около 5 м, ширина его в основании 30 м, длина почти 100 м. Существует много преданий, связанных с этим местом. Одни говорят, что вал насыпан древними воинами, возвращавшимися из дальних походов за р. Каму, другие уверяют, что под валом в древние времена разбойники прятали награбленные сокровища.
В 1940 году городище на Широкой Горе обследовала известный советский археолог А.В.Збруева. В 1954 году была проведена разведка археологами Казанского филиала Академии наук СССР. В 1973 году были проведены новые раскопки.
Срезая слой за слоем, археологи установили, что возникновение древнего поселения на Широкой Горе относится к VI-V векам до н.э. Оно в раннее время принадлежало угро-финнам, далеким предкам марийцев и удмуртов. Не сохранилось имя этих племен, поэтому археологи выделили их памятники в ананьинскую культуру.
Две с половиной тысячи лет назад кто-то из угро-финнов, облюбовав Широкую Гору, предложил устроить здесь поселок. Мы не знаем, кто это был: возможно, это вождь рода или зашедший, преследуя дичь, охотник; может рыбак, спустившийся по р. Каме. Но он не ошибся: место для устройства укрепленного поселка было весьма удобным. Широкая и сравнительно ровная площадка городища удобна для расположения жилищ; достаточно было с северной стороны возвести вал и выкопать ров, как местность становилась неприступной. Возведения укрепленных поселений требовала неспокойная обстановка, вражда между родами и племенами.
При раскопках удалось обнаружить ряд очагов, относящихся к VI - V вв. до н.э. Найдено много обломков круглодонной глиняной посуды, украшенной узором из оттисков шнура, гребенчатых отпечатков и ямочных вдавлений. В раскопе встречена привеска из фаланги кабана, украшенная заштрихованными треугольниками. Она привлекала внимание своей формой и орнаментацией. Особенно много предметов было обнаружено в яме ?8. Археологи осторожно вынимали глиняные пряслица-маховички, которыми пользовались древние прядильщицы, костяные наконечники стрел.
В трудах Альфреда Хасановича Халикова (1929-1994), доктора исторических наук, археолога Института языка, литературы и истории лауреата Государственной премии РТ раскрыты вопросы развития человеческого общества на территории Среднего Поволжья. Ученый сделал описание волго-камской, волосовской, приказанской, ананьинской, пьяноборской культур. Он раскрыл историю каменного, медно-каменного веков, эпохи бронзы и железа.
Развитие орудий труда, производительных сил, самого производства приводило к качественным изменениям и в области общественных отношений. А.Х.Халиков определил, что в VIII-III вв. до н.э. первыми в нашем крае в железный век вступили ананьинские племена, те самые, которые жили недалеко от Елабуги. Обитатели Широкой Горы, их цивилизация также входит в ананьинскую культуру.
Ананьинцы занимались скотоводством и земледелием, было развито ремесло. Они поддерживали широкие торговые связи с отдаленными племенами и народами. К ним проникали отдельные предметы греческого и египетского производств. На Широкой Горе были найдены серебряные монеты, чеканенные в далеком Сасанидском Иране. Археологи нашли много древних вещей того периода: орудия труда, оружие, украшения и принадлежности костюма. Обнаружили большое количество земляных ям-кладовок, служивших в древности для хранения зерна. На стенках некоторых ям сохранились следы обмазки и обжига. Было найдено много обломков костей животных и рыб. Одним из предков ананьинцев были приказанские племена. Ананьинцы возводили первые военные укрепления и настоящие крепости. Возможно, Широкая Гора была военным укреплением. Частые военные столкновения могли происходить с соседними племенами. У ананьинцев в обществе была прослойка ремесленников, особенно оружейников.
Спустя тысячу лет Широкая Гора вновь была заселена. Очевидно, в этот период был подсыпан вал и углублен ров. Основная жизнь обитателей того периода протекала на открытых поселениях, расположенных рядом с городищем. Но во время опасности они уходили за стены городища. Кроме того, в середине I тысячелетия н.э. было построено небольшое дополнительное городище на соседнем мысу.
Все раскопки, проведенные на этом памятнике, подтвердили наблюдения предшествующих лет о хозяйстве и общественном устройстве племен ананьинской культуры.
Переход к железным орудиям труда содействовал дальнейшему развитию хозяйства. У отдельных людей стали накапливаться запасы продовольствия, ценностей. Их можно было продать или обменять, накапливая новые богатства. Вот почему у этих племен были обширные торговые связи. Греческий историк Геродот, живший в V веке до н.э., знал ананьинцев и называл их тиссагетами.
Новая эпоха в истории народов была связана с Великим переселением народов. В 375 году началось передвижение гуннов с восточных степей на Европу. Хунны-гунны в Европе были новым племенем. О них писал историк того времени Аммиан Марцеллин. 'У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь, гоня перед собой упряжных животных и стада; наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадьми: Гунны - прирожденные всадники, 'они приросли к коням'. Даже спят пригнувшись к узкой шее своей скотины'.
Гунны были очень сильным и многочисленным народом, они не хотели никому подчиняться. Занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Основным их богатством были лошади и овцы.
По словам китайского историка Сыма Цяна хунны усилились, покорили все северные племена и образовали свое сильное государство. Основной повинностью мужского населения была военная служба. Государство хуннов проводило завоевательные походы. Оно захватило все северные территории - предгорья Алтая и Прибайкалья, богатые разнообразными полезными ископаемыми. Сразу же после захвата новых земель хунские мастера приступали к разработке месторождений железа. Появлялись поселения металлургов, литейщиков, кузнецов, которые снабжали армию оружием и походным снаряжением. Строили города, крепости, поселения ремесленников.
Хунны соперничали с Китаем. Они захватили территорию, по которой пролегал Великий Шелковый путь, тем самым препятствовали торговле Китая с Западом. Хунны стали вести постоянные войны с Китаем. Часть хуннов пошла на Запад. Они появились по берегам Аральского и Каспийского морей. Далее переправились через Волгу. Стали двигаться на территорию Восточной Европы. В объединении хуннов были племена, говорившие в основном на тюркском языке. При переселении с Востока на Запад они согнали с обжитых мест многие народы, среди которых, очевидно, были болгары и сувары - далекие предки татарского народа.
В VI веке тюрки создали государство - Тюркский каганат. Тюрки двигались по пути, проложенному хуннами. Завоевали много земель от Желтого моря на востоке до причерноморских степей на западе. Огромное государство, которое держалось силой оружия, не могло долго существовать. Тюркский каганат распался на две части: Западный (от Алтая до Черного моря) и Восточный (от Алтая до Великой китайской стены).
Тюркский каганат сыграл важную роль в истории народов Средней Азии и Восточной Европы. Тюрки не разрушали оседло-земледельческие области. Они просто собирали дань с местного населения и развивали торговлю. Тюрки создали культуру, основанную на письменности. Вместе с этим зародился общетюркский литературный язык. В тюркское время получили свое дальнейшее развитие градостроительство, архитектура, искусство.
В районе слияния рек Волги и Камы во времена Тюркского каганата образуются новые племена. В науке их называют именьковскими (от названия с. Именьково Лаишевского района) племенами. Это в 30-35 км от Рыбной Слободы. Традиции и культура именьковцев резко отличается от местных племен. У них было развито земледелие, они первыми среди местных племен начали обрабатывать землю плугом. Было у них развито и скотоводство. Одним из первых эти племена начали пользоваться при торговле металлическими деньгами. Первые деньги были сделаны из литой бронзы, имели продолговатую форму.
Этническая принадлежность именьковцев до сих пор является предметом споров. Одни ученые считают их тюрками, другие - славянами.
В результате распада Тюркского каганата в VII веке возникли новые государственные объединения. Одним из них была Великая Болгария в Приазовье. Но и она распалась на более мелкие государственные образования. На рубеже IX-X веков в Поволжье и Прикамье возникло крупнейшее государство Восточной Европы - Волжская Булгария. В ее истории запечатлена большая страница истории народов Среднего Поволжья и Прикамья.
Волжская Булгария - первое государство в крае. По уровню экономического, общественно-политического и культурного развития она ничем не уступала Киевской Руси, западноевропейским государствам. Булгары явились создателями одной из цивилизаций Европы.
Начиная с VIII-X веков близкое соседство, тесные торговые отношения, хозяйственные и культурные связи содействовали продвижению славян в эти края.
Славяне в Поволжье появились очень давно. Арабский географ Ибн-Хордадбех сообщал, что купцы из славян спускались до р. Итиля (устье Волги). Заплатив десятую часть товара Хазарскому каганату, получали право торговать по всему побережью Каспийского моря.
Волжская Булгария также торговала с Русью. Даже создавались русские поселения. Они были во многих местах Булгарского государства - Булгаре, Биляре. В Казани также постоянно жили русские купцы. У них было свое отдельное поселение. Одно из таких поселений существовало на месте Богородицкого Монастыря (ул. Б.Красная). Там у русских была своя церковь и кладбище. Влияние русских в Поволжье усиливалось в результате установления дипломатических отношений и заключения браков.
Были и военные походы, особенно по мере укрепления Владимиро-Суздальского княжества. Русские служилые, посадские люди, крестьяне, привлекаемые некоторыми льготами, природными богатствами края, собирались с разных сторон земли русской и заселяли окраинные земли.
Новгородские ушкуйники в XII веке доходили до Камы. На Вятке основали г. Хлынов. Появились и другие населенные пункты.
Приток русских людей в наши края особенно активизировался в эпоху Золотой Орды (вторая половина XIII - начало XV вв.) и Казанского ханства (1445-1557 гг.). Этому способствовала, в первую очередь, торговля. Происходили, конечно, и военные столкновения за расширение сферы влияния на Волжском торговом пути. Часть русских племен оставалась жить в наших краях, татарские племена - в русских городах.
В 1552 году под ударами русских войск Казань пала. Территория Казанского ханства была присоединена к Русскому государству. Началось мирное переселение русских людей на Среднюю Волгу.
Старожилы нашего села: Субботин Степан Петрович (1891-1984), Чернова Антонина Васильевна (1913-1985), Челякова Зоя Семеновна (1910-1994), Караганов Сергей Васильевич (1911 г.р.), Пузырьков Василий Александрович (1920 г.р.), Покатаева Антонина Петровна (1919-2004), Куклев Иван Семенович (1931 г.р.) и многие другие по воспоминаниям своих предков утверждают, что в наше село переселились крестьяне Рязанских, Новгородских, Псковских земель.
С.П.Субботин хорошо знал свою родословную. Им было составлено древо жизни семи колен. По его словам, поселенцами наших земель являлись выходцы Рязанской и Новгородской губерний. Еще во времена монгольского нашествия князь Мещерский переселил своих рыбаков из Рязани на Каму, на место нашего села. Это подтверждается данными археологических раскопок. Были найдены рыболовные крючки, идентичные с крючками рязанских рыбаков, и технология отлова рыбы была также одинаковой.
В дозорной книге с. Трехсвятское, которое расположено недалеко от Елабуги, указано, что Рыбная Слобода является дворцовым селом. Почти все женщины с раннего возраста до старости занимались кружевоплетением. Это занятие было основано теми людьми, которые были переселенцами. Стиль кружевоплетения слободчан был такой же, что и у кружевниц Новгородской губернии.
По словам старожила с. Сорочьи Горы Карповой Зои Федоровны (1912 г.р.), в наше село первыми переехали 4 семьи из д. Шуран, они с собой привезли навыки рыболовства.
Раньше поселение находилось с восточной стороны (в районе ХПП - хлебоприемного пункта). Поселился там странник Киселев, гору называем Киселевой, поселение - Горицей. Там была построена первая деревянная часовня во имя Святого Николая, было кладбище, хоронили пришлых людей. В настоящее время там много надгробных плит-памятников. Некоторые плиты заложены в стены складов для хранения зерна, многие валяются в оврагах и на берегу Камы. Надписи на плитах сделаны старославянским шрифтом.
После присоединения Казанского ханства к России началось освоение новых земель. Сначала были описаны все обработанные заселенные земли слободы, села, деревни. Население края было обложено податями, увеличились доходы казны. С целью получения больших доходов многие русские дворяне получали здешние земли в свою собственность. Большие земельные владения имел сенатор Донауров. О.А.Донаурова владела землями, где находилось с. Бетьки (там тоже был построен острог). Там же помещицей была Жадовская. Маслова и Родионов владели с. Масловкой, Воронцов был в с. Шумбуте, Раевские - в Троицком Урае, Зюзины - землями около с. Корноухово и т.д. В селе было много фамилий дворян России. Они не однофамильцы, а выходцы тех дворянских семей: Это Голицыны, Шереметьевы, Воронцовы, Орловы и др. Помещики переводили в край из центральных районов Русского государства крестьян для работы в своих новых поместьях. Их называли 'переведенцами'.
В крае стало больше появляться русских поселений. Казанские воеводы из предводителей превратились в правителей края.
Широкую раздачу земель стал проводить первый воевода Казани князь Петр Иванович Шуйский. Землю получали монастыри и дворяне, переведенные на службу в Казань. Значительная часть земель оставалась в собственности государства.
Никакой компании по выселению татарского населения, по утверждению Е.В.Липакова[1], не было. Розданы были только пустые земли. Общины татарских крестьян сохранили свой статус держателей-владельцев государственной земли, которой они имели в Казанском ханстве, лояльные к русским властям татарские феодалы и мелкие служивые люди остались собственниками своих владений и получили на них владенные грамоты от имени русского царя. Такие же владенные грамоты получали и русские дворяне. В фонде Поместного приказа (ф. 1209) Центрального государственного архива древних актов (г. Москва) в первом из четырех томов документов, составляющих единицу хранения под ? 1128 содержится писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов. Она сшита из 52 тетрадей и пяти листов, занимает 505 листов, является подлинным источником первой половины XVII века для изучения хозяйственно-экономической структуры землепользования Среднего Поволжья. Текст источника опубликован под названием 'Полевые книги'.
Земельный фонд Казанского уезда делился на следующие категории: частновладельческие, церковно-монастырские, дворцовые, ясачные, посадские земли и владения служилых казаков и пашенных стрельцов[2]. В XVII веке происходило развитие частновладельческого землевладения вширь и вглубь. Более трети угодий находилось в руках частных лиц. Среди частновладельческого землевладения основной являлась поместная форма собственности. Подавляющее число вотчинников было служилыми людьми, получившими свои поместные земли в вотчину в виде пожалования или приобретшими их в виде покупки. В Казанском крае было 589 поместных владений, из них 44 % принадлежало русским помещикам и 56 % нерусским служилым людям[3]. Получила распространение феодальная земельная собственность русских помещиков[4].
Перепись населения была проведена в 1647-1656 годах. Описание земель длилось почти 10 лет, проводилось оно комплексно. Им была охвачена вся территория громадного Казанского уезда, в котором располагались не только дворцовые, поместно-вотчинные и церковно-монастырские владения, сохранялись и ясачные угодья.
Описанием угодий руководили писцы Семен Васильевич Волынский и Петр Матвеевич Коротнев, а также дьяк Михаил Патрекеев. Все они были крупными специалистами своего дела, тесно связаны с краем, хорошо знали его особенности. Семен Васильевич Волынский участвовал в переписи монастырских и митрополичных вотчин в Казанском уезде еще в 1646 году. Он принадлежал к известному роду князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка, выехавшего из Волыни в Россию во второй половине XIV века. В лице Волынских московские великие князья нашли преданных слуг как в военной так и в административно-политической сферах. У истоков организации управления средневолжским краем после его завоевания стоял нижегородский дворецкий боярин Михаил Иванович Волынский, который в 60-х годах XVI века возглавил Приказ Казанского дворца[5]. Многие Волынские принимали деятельное участие в качестве воевод. В конце 20-х начале 30-х гг. XVII века Федор Васильевич Волынский являлся судьей Поместного приказа. Это известная дворянская фамилия в социально-политической жизни Казанского края играла далеко не последнюю роль.
Вторым руководителем описания был Петр Матвеевич Коротнев. Он был выходцем из средневолжских дворянств.
Дьяк Михаил Патрекеев принимал неоднократное участие в проводившихся переписях. Им оформлено много документации, выдано наказов, выписей, данных. Еще до включения в бригаду казанских писцов М.Патрекеев имел уже определенный опыт земельных переписей. К описанию было привлечено значительное количество подъячих. В сохранившихся документах известны фамилии Федора Иванова и Якова Звягина[6].
В своей работе писцы сверялись с документальными материалами, удостоверяющими права владельцев на землю. Среди них всевозможные грамоты, челобитные, расспросные речи и другие разновидности актового материала и различные писцовые книги предыдущих лет: 1569-1570 гг. Н.Пелепелицына, 1600-1601 гг. Н.Саламыкова, 1601-1602 гг. В.Зузина, 1602-1603 гг. И.Болтина, 1620-1621 гг. Б.Пелепелицына, 1639-1640 гг. И.Ананьина. Писцы были наделены очень большими полномочиями: могли как наделять поместьями, так и отбирать их в казну[7].
Учет площадей пашни в середине XVII века произведен в десятинах (1,9 га). Подсчеты выполнены в основном правильно, скрупулезно. Писцовое описание охватило 564 поселения Казанской губернии по пяти административно-территориальным единицам - 'дорогам' края. Описание 1647-1656 годов выявило масштабы хозяйственно-экономического освоения региона. Материалы книги Волынского показывают, что освоение земель Казанского уезда проводилось в двух направлениях: с одной стороны основывались новые селения, с другой - осуществлялось оживление пустошей и укрупнение уже существующих поселений. Писцы отметили одну особенность административного устройства Казанского уезда - существование внутри него самого 'внутренних' уездов - Лаишевского, Сарапульского и Тетюшского. Данное описание было очень ценным для характеристики форм феодальной собственности на землю в нашем крае в первой половине XVII века. Описание земель осуществляли по Зюреиской, Галитцкой, Алатской, Арской дорогах.
Книги полевые начаты со вступления: 'Книги полевые государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии Казанского уезду и починкам и заимищам и пустошам, и казанцов-дворян и детей боярских, и вдов, и недорослей и иноземцев, новокрещенных мурз и татар и всяких чинов по местным и вотчинным, и Митрополита Казанского и Свияжского, и монастырским и церковным, и всяким землям - пашенным и непашенным землям и перелогом и порослям и сенным покосом, что по государеву указу мерено длинники и поперечники в десятины государевою саженью, письма и мера писцов Семена Васильевича Волынского, Петра Матвеевича Коротнева да диака Михаила Патрекеева'[8].
По Ногайской дороге описана Рыбная Слобода на Каме. 'Пашенная земля обмерена, ржаное и яровое поля за Лучкою да за Ефтифеиком Трофимовыми, да за Гришкою Матвеевым сыном Бормотова, за Стенькою Кузьминым, за Матюшкою Никитиным, за Гришкою Клементьевым сыном Оботуровым, за Офонькою Ивановым сыном Вятчениным, за Наумком Ларионовым сыном Шитыева, да за Ивашком Никитиным сыном Недоносковым, за Ивашком Фоминым да за Лучкою Трофимовым, да за Лукьяном, да за Антоном, да за Гурком Мининым, за Гордюшкою Васильевым сыном Бурундюковым, за Стенькою Семеновым сыном Шабердиным, за Гришкою Оботуровым описаны'[9].
В полевых книгах отмечены особенности землеиспользования в селе. 'Государева дворцовая слобода Рыбная на реке на Каме на берегу. И в тои слободе за крестьяны пашенная земля мерена в одном в яровом поле в мелочах, а с ряду с одного мерить было нельзе, потому что крестьяне пашню старую и с новорозчистми пашут через полосу в мелочи, и в городьбах через полосу, а не сряду с одного, и полями не разведена. А в оржаном и яровом полях для хлебные толоки немерено, а за кем сколько пашенные земли по мере, и то писано порознь'[10]. Более четверти всех земель уезда (28-39 %) принадлежало дворцовому ведомству. Несмотря на не прекращавшуюся в течение всего XVII века раздачу земель, этот фонд продолжал оставаться весьма значительным и в определенной степени пополнялся за счет так называемых 'отписок на государя', припуска в пашню 'бесхозных' пустующих земель, а также включения в фонд казенных угодий, просторов 'дикого поля'[11].
В писцовой книге содержится много сведений о различных формах феодальной собственности на землю, их соотношение между собой, об имущественной неоднородности господствующих слоев, о социальном составе населения, о типах и видах населенных пунктов, об особенностях административного устройства региона и многое другое.
Обширные земли раздавались светским и духовным феодалам. Стали создаваться монастыри - это укрепленные поселения монахов. Они были центрами по распространению христианства среди нерусских народов. Монастыри содействовали осуществлению политики христианизации. За стенами и башнями этих духовных центров располагались церковь, трапезная, жилой, больничный и хозяйственные корпуса. Беглые крестьяне любили оседать на монастырских землях. Монастырские крестьяне появились во второй половине ХVI века с возникновением Казанско-Спасско-Преображенского, Свияжско-Успенского, Богородицкого, Казанско-Троицкого и других монастырей. В XVII веке в них было около 2000 душ мужского пола[12]. Монастыри на территории наших волостей были в с. Панове - Красный завод и на реке Урайке - Троицко-Урайский в 5 км от нашего села. Они были мужскими. Монахи Красного завода делали кирпич, а Троицко-Урайского - ловили рыбу. В руках церквей и монастырей находилось 16-17 % общего объема земли[13].
В 1764 году все церковные земли были конфискованы. Эти земли стали государственными. Для управления этими землями была создана Коллегия экономии. Крестьян стали называть экономическими.
Кропотливо наш край был изучен Иваном Ивановичем Лепехиным (1740-1802) этнографом, действительным членом Петербургской академии наук России с 1768 года.
В 1768-1772 гг. И.И.Лепехин руководил экспедицией Академии наук в Поволжье, на Урал и в северные районы Европейской части России. В его трудах по этнографии, экономике, географии содержатся глубокие сведения о древних поселениях края, занятиях жителей, обычаях и традициях местного населения. Большой интерес представляют работы И.И.Лепехина 'Дневные записки по разным провинциям Российского государства в 1768-1769 гг.'.
Были и беглые крестьяне. Помещичьи крестьяне бежали за реки Каму и Волгу. Они стремились осесть здесь прежде всего на дворцовых, монастырских землях. Многие стремились записаться в податные, т.е. ясачные крестьяне, как их называли в крае. Эти крестьяне тоже предпочитали осесть на церковных и монастырских землях, где пользовались некоторыми льготами. Ясачные крестьяне находились в зависимости от государства, их еще называли государственными крестьянами.
Когда население Горицы увеличилось, на более ровном удобном месте между двумя оврагами - кладбищенским и заготзерновским - было основано новое поселение. Там уже был военный острог.
Для укрепления власти России на новых землях создавались органы административного и военного управления. Опорные пункты новой власти выглядели в виде укреплений старых военно-политических центров, городов и крепостей: Лаишев (1557 г.), Тетюши (1558 г.), Царевококшайск (1584 г.). Заселялись они русскими людьми
Во время организации крепости Лаишев был создан Анатышский перевоз.
В конце XVI века в наших краях были построены еще 2 острога: на Каме - это и есть Рыбная Слобода, и на речке Бетьке. Самодержавное правительство оберегало население от ногайских и башкирских племен. Остроги постоянно укреплялись. Сторожевые остроги были обнесены стеной, имелись дозорные вышки, служили в них стрельцы. В остроге на Каме было 3 сторожевых вышки, 4 пушки, одна пищаль. Служба велась круглосуточно.
Создаются засечные черты в виде земляных валов, лесных засек со сторожевой службой. В них входили города, остроги, крепости. С середины XVII века было продолжено строительство укрепленных линий. Сначала стала возводиться Симбирская черта, а затем Закамская. Она начиналась на левом берегу Волги и шла на восток почти до устья реки Белой. На протяжении Закамской линии появилось еще 8 острогов. Строили засечные линии крестьяне. Следы засечных черт с восточной стороны между селами Трой-Ураем и Рыбной Слободой сохранились до наших дней.
Остроги располагались на пересечении торговых путей. Около них селились пришлые люди. Пашни для земледелия было мало. Поэтому хорошо развивались промыслы: рыболовство, гончарное дело, ювелирное производство, кружевоплетение, а также торговля. Так было и с нашим селом.
О названии села существует такое мнение, что слободами называли древние поселения. Определение 'Рыбная' к слову Слобода утвердилось, как полагают старожилы, от того, что надежды поселенцев, в первую очередь, были связаны с Камой, рыбой. Ведь каждый хотел выжить. Возможно, так было в первые годы основания, а удобство расположения привело к развитию ремесла, разных промыслов, торговли. Село стало развиваться как торгово-промысловое, промышленное.
Крестьянским делом в Рыбной Слободе занималось совсем немного жителей - 13 дворов, они платили оброк 49 рублей 26 алтын, остальные из 69 дворов оброк платили рыбой. Слобода стала дворцовою. Крестьяне соорудили 'государево садовое озеро' для производства стерляди и осетра.
Первое упоминание о нашем селе относится к XVI веку. На основании архивных данных историк XIX века Г.И.Перетяткович написал книгу 'Поволжье в XVII-XVIII веках'. Там и содержится история возникновения острога, где селились служилые и посадские люди. Около острога раскинулась большая слобода, получившая наименование 'Рыбная' от промысла ее жителей. Село было довольно большое. Это подтверждается размерами оброка и наличием хорошей церкви с теплой трапезной, образами, библиотекой, медными колоколами.
В полном собрании Законов (? 2218) в расписании губерний и городов от 18 декабря 1708 года Рыбная Слобода указана в числе дворцовых сел. История села, развитие его, судьба связаны воедино с историей Татарстана, историей России. Здесь происходили такие же грандиозные события, установился такой же уклад жизни.
В XVII веке народы края принимали участие в крестьянской войне С.Т.Разина. Да и до крестьянского восстания Разина край постоянно вел борьбу против царской власти.
В начале 60-х годов XVII века Казанский край был затронут восстанием, вспыхнувшим в соседней Башкирии. Восстанием оказалась охваченной вся восточная часть Казанского края. Напряженная обстановка ощущалась в восточных и юго-восточных областях. В Национальном архиве Республики Татарстан сохранился документ, о событиях тех времен. В начале ноября 1669 года казанские воеводы получили тревожное сообщение от Михайлы Скорикова из Заинска о том, что на р. Кундурче собрались 'воинские люди - ногайцы и калмыки и изменники-башкирцы', которые намереваются 'как на Каме реке лед станет: идти за Каму реку и по Закамской черте войною'[14].
В XVIII веке во время крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева в 1774 году в районе Мамадыша и Рыбной Слободы действовал отряд Б.Канкаева, в районе Рыбная Слобода - Берсут был отряд Т.Юзкеева, Елабуга - Рыбная Слобода - Г.Лихачева. Самым значительным из этих отрядов был отряд Бахтияра Канкаева. Он имел связь с Пугачевым, поддерживал его отряды с тыла. Полковник Михельсон, командующий правительственными войсками, не имел достаточных сил и лошадей для успешных военных действий против восставших. Ему на помощь из Москвы был направлен граф Меллин с большим отрядом. Крестьяне Рыбной Слободы во главе со старостой Иваном Гавриловым вместе с отрядом А.Мустаева навязали сражение Меллину. Отряд Меллина задержался надолго. Усилить отряд Михельсона ему не удалось. В Казань он прибыл с опозданием и направился в сторону Свияжска. С восточной стороны села примерно на расстоянии 3-4 км от села сохранился вал, который старожилы называют 'Пугачевским'. Там происходило сражение с отрядом Меллина. Крестьяне проявили большое упорство, они неоднократно и неожиданно наносили удары, так что отряд Меллина стал гораздо меньше по численности[15].
Восстание Е.И.Пугачева произошло в связи с усилением крепостного гнета, было вызвано ростом феодальной зависимости, эксплуатации крестьян, а также начавшимся разложением феодально-крепостного строя под влиянием развивавшихся капиталистических отношений. Одновременно с ростом барщины и оброка помещики добились от правительства издания новых законов, увеличивших их власть над крестьянами. Специальные указы разрешали помещикам ссылать крестьян по своему усмотрению на поселение, на каторгу и запрещали им жаловаться на помещиков. Крестьяне превращались в 'крещеную собственность' дворян. Их дарили, проигрывали в карты, обменивали на курительные трубки и породистых собак. Не лучше было положение работных людей на фабриках и заводах, обязанных за гроши от зари до зари работать в тяжелых условиях.
Емельян Иванович был талантливым народным вожаком, умевшим с огромной силой выразить народные чаяния о лучшем будущем. Он объявил себя императором 'Петром III'. Среди крестьян широко распространялись сведения о новом императоре. Народный вождь обратился к людям своими манифестами. 'Манифесты' Пугачева были написаны дьяком И.Почиталиным. В них выражались самые сокровенные чаяния трудового народа. Пугачев жаловал народ 'землями, водами, лесами, жительствами, товарами, реками, рыбами, хлебами, законами, пашнями, денежным жалованьем, свинцом и порохом, как вы желали: и даю волю детям вашим и внучатам вечно'. Раскольники получали свободу вероисповедания, магометанцы тоже жаловались 'верою и молитвою'.
Манифест был переведен на татарский и другие языки, широко привлекал татар, башкир, удмуртов, марийцев, чувашей в повстанческие отряды. Они радовались словам 'Императора', читая воззвания Пугачева на родном языке. Текст манифеста на татарском языке (см. Приложение ? 1).
XVIII век принес значительные изменения в социально-экономическом развитии села. Успешно шествуют товарно-денежные отношения, увеличивается производство разного вида товаров, хорошо развивается внутренняя и внешняя торговля.
Петр Иванович Рычков (1712-1777) - историк, географ, экономист, первый член-корреспондент Петербургской Академии наук принимал участие в Оренбургской экспедиции (1734-1743 гг.). С 1744 по 1760 гг. он работал в Оренбургской губернской канцелярии, был членом Вольного экономического общества с 1765 года, написал много трудов по истории, экономике, географии, этнографии народов Поволжья. В своем произведении 'Письмо о земледельчестве в Казанской и Оренбургской губерниях' П.И.Рычков раскрыл экономику, дал характеристику хозяйственных занятий и сельскохозяйственных орудий местного населения и русских поселений, отметил общие приемы проведения сельскохозяйственных работ.
В селе у нас крестьяне делились на помещичьи и дворцовые. Помещичьи крестьяне - частновладельческие. Их обязанности до XVIII века регулировались традициями, и положение их было не хуже, чем у других категорий крестьян. Дворцовые крестьяне, дворцовые земли были собственностью царской семьи, доходы от них шли на содержание царского двора. С начала XIX века их стали называть удельными по названию созданного для управления царскими землями и крестьянами Департамента уделов. Удельные крестьяне составляли примерно 5% российского крестьянства[16].
Крестьянский вопрос мучил страну все годы. Самодержавие понимало, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает рост производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими державами, в том числе и в военном отношении.
Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно путем частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 году было создано Министерство государственных имуществ. Возглавил его П.Д.Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. Это он подавал Александру I записку о поэтапной отмене крепостного права. В 1837-1841 гг. П.Д.Киселев добился проведения ряда мер по упорядочению управления государственными крестьянами. Экономические, ясачные и многие другие категории крестьян, жившие на государственных землях, были сведены в одно сословие - государственных крестьян. В их деревнях стали открываться школы (в нашем селе государственная школа была создана в 1838 году), больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные деревни переселялись в другие губернии на свободные земли. Особое внимание уделялось агротехнике крестьянского земледелия.
В то время в Рыбной Слободе были семьи, которые желали получить земли, заниматься сельскохозяйственным производством. Они выселились из села, обосновались в с. Новом Починке около д. Старые Арыши. Перевезли свои дома, создали хозяйство.
Деятель русского просвещения А.Н.Радищев за то, что правдиво нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства, за осуждение крепостничества и выражение мыслей о необходимости проведения 'совершенного уничтожения рабства', о передаче земли крестьянам, за осуждение монархии ('самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние') в книге 'Путешествие из Петербурга в Москву' в 1790 году Екатериной II был назван 'бунтовщиком хуже Пугачева' и приговорен к смертной казни. Но затем смертная казнь была заменена 20-летней каторгой в Илимском остроге в Сибири. После смерти государыни Радищев в 1797 году выехал из ссылки. Из Сибири ему пришлось добираться в Москву разными путями. Он плыл на караванных судах по Каме вниз мимо нашего села. У него в дневнике есть упоминание о Рыбной Слободе. 24 мая 1797 года остановился в пос. Лаишеве. В своем дневнике 'Путешествие из Сибири' А.Н.Радищев дает описание Лаишева. 4 июня 1797 года он доплыл до села Богородское - Камское Устье, далее караванные суда вошли в Волгу, оттуда путь лежал в Москву.
Наш край связан также с именами декабристов. В д. Зюзино, что в 3-х км от с. Корноухова, родился декабрист Дмитрий Завалишин. Его отец Иринарх Иванович Завалишин служил под началом русского полководца А.В.Суворова. В 1812 году возглавил Казанское народное ополчение, которое сыграло немалую роль в изгнании Наполеона из России. Потом он был командующим Астраханским полком и казачьими войсками.
Мать Дмитрия - Мария Никитична Чернышева воспитывалась в Смольном институте вместе с дочерью великого полководца Суворова. Село Зюзино было одним из поместий Завалишиных. Дмитрий Завалишин родился 13 июня 1804 года. Мать мальчика умерла рано, отец женился повторно на казанской помещице Надежде Львовне Толстой - дочери местного помещика Льва Васильевича Толстого. Надежде Львовне принадлежало село Чирпы Лаишевского уезда и много других земель.
Дмитрий Завалишин в 1816-1819 годах учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, в том самом, в котором учились Ушаков и Нахимов. Через два года стал мичманом. Ему, 17-летнему парню, доверили чтение лекций по высшей математике, астрономии, механике. Это говорит о выдающемся таланте, способностях молодого человека.
В 1822-1824 годах Д.Завалишин был в кругосветной экспедиции под командованием М.П.Лазарева. Михаил Петрович Лазарев (1788-1851), русский путешественник, боевой адмирал сделал большой вклад в создание и укрепление военно-морского флота. Он создал целую школу военно-морского искусства и воспитал флотоводцев - героев обороны Севастополя (1853-1856 гг.): Нахимова, Корнилова, Истомина. Он любил и ценил Д.Завалишина.
На парусном фрегате 'Крейсер' Завалишин жил в одной каюте с П.С.Нахимовым. В продолжении всей экспедиции Дмитрий изучал труды лучших русских флотоводцев, знакомился с жизнью, национально-бытовыми особенностями народов, их культурой. В октябре 1822 года 'Крейсер' прибыл в Портсмут, далее в Лондон. В это время в Европе была сложная политическая обстановка. Дмитрий Иринархович из Лондона отправил императору Александру I письмо о практике Венского конгресса, об отступлениях от начал Священного союза. Мысли Завалишина вызвали понимание императора. Потом Завалишин возвращается в Петербург. Был дома, заехал в Москву к Ф.И.Тютчеву на отдых, получил рекомендательное письмо к Аракчееву - военному министру России.
В ноябре 1824 года Завалишин был в Петербурге. Он разработал проект 'Вселенского Ордена Восстановления истины'. В основе проекта лежала идея мирного прогресса и просветительские иллюзии о просвещенном монархе. Цель Ордена заключалась в утверждении просвещения и правды в мире, защите угнетенных, покровительстве бедным, целомудрии, воздержании от житейских пристрастий и нравственном самоусовершенствовании своих членов. Он был сторонником утверждения в Европе монархического правления, распространения влияния России на американские владения. Завалишин предложил Александру I основать такой Орден и распространять его потом по всей Вселенной под покровительством императора. Говорилось и о власти, связанной с законом, т.е. о конституционном управлении.
Проект этот Александр I передал в Негласный комитет под председательством Аракчеева. Встреча Завалишина и Аракчеева не состоялась. Министр посчитал Дмитрия Иринарховича гордецом и либералом.
В Петербурге Завалишин познакомился с Александром Грибоедовым, который приехал после 6-летнего отсутствия и поселился с А.И.Одоевским. Завалишин также стал посещать дом Одоевского. Там он сделал для себя копию 'Горя от ума' с последними исправлениями Грибоедова. Потом уехал снова в Москву к Тютчевым. Комедия Грибоедова 'Горе от ума' впервые в Казани появилась осенью 1825 года из рук Дмитрия Завалишина.
Вскоре Д.И.Завалишин у адмирала Н.С.Мордвинова встретился с К.Ф.Рылеевым. С этого знакомства Завалишин приобщился к тайному Северному обществу. К.Ф.Рылеев заметил оригинальный способ мышления Завалишина, рассказал о тайном обществе. Дмитрий стал писать агитационные стихи, распространял идеи декабристов. По его инициативе начинается революционная работа среди моряков.
В ноябре 1825 года Д.И.Завалишин получил отпуск. В декабре он был в Казани. По делам общества ездил в города Симбирск, Москву. Но Рылееву тайну своего Ордена Завалишин не открыл. Он отказался и от объединения с Северным обществом. Много друзей, родственников было в Казани. Именно 14 декабря 1825 года он находился здесь и ничего не знал о восстании на Сенатской площади. Когда с сестрами решили навестить родных, посетить Симбирскую деревню, там из Петербурга Завалишина ожидал артиллерийский офицер. 2 января 1826 года Завалишин был арестован и отправлен в Петербург.
Дмитрия Иринарховича доставили прямо во дворец. Снимал допросы генерал Левашов. В роли следователя выступал и Николай I. На первых допросах доказать виновность Завалишина не удалось, и с середины января до конца марта 1826 года он был на свободе.
О революционной деятельности Завалишина в предыдущие годы было описано С.М.Михайловой в книге 'Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья' (Казань, 1972).
В.П.Ивашев. Акварель Н.И.Бестужева 1834 г. Основное собрание, Москва
Д.И.Завалишин. Акварель Н.И.Бестужева 1839 г. Основное собрание, Москва
Еще в 1824 году в с. Зюзино Лаишевской усадьбы помещика Завалишина создается кружок, основанный декабристами Д.И.Завалишиным и В.П.Ивашевым. В кружок входили В.И.Панаев, Ф.М.Рындовский, братья Наумовы, Есиповы, Демидовы. В кружке читали программы декабристов, написанные Пестелем и Муравьевым. Восторженно говорили об Испанской революции, о необходимости перемены существующего строя в России.
Многие приписывают создание тайного общества в Казани Завалишину. Что касается декабристов Рылеева, Каховского, они планировали иметь тайное общество в городах Казани, Москве - центрах прогрессивно-общественной мысли, а Казань являлась и центром обширного военного округа.
В апреле 1826 года Завалишин снова арестован. Были организованы серии очных ставок, и он не смог отвергнуть очевидные и единогласные свидетельства против него. 29 мая 1826 года Дмитрий Иринархович пишет письмо Николаю I с просьбой лишить его всех чинов и дворянства, сослать в монастырь Иоанна Предтечи на р. Иртыше, полагая, что это будет высшей мерой наказания. Но царский суд Завалишина отнес к первому разряду преступников, приговорил его к смертной казни.
В августе 1826 года Завалишин был привлечен к новому следствию по обвинению в государственной измене. Его младший брат Ипполит подал донос, будто бы Дмитрий находился в связях с иностранными правительствами и получал от них значительные суммы для проведения смут в России.
После ряда допросов это обвинение было снято. Смертный приговор был заменен ссылкой в Сибирь. 18 января 1827 года Завалишина отделили от основной группы сосланных. Его одного под конвоем доставили в г. Нерчинск. Там был построен специальный каземат для декабристов. Содержался там Завалишин до 1830 года. Здесь он неустанно работал, много читал, писал, совмещая труд умственный с физическим. Сел за изучение греческого и латинского языков (он уже знал английский, испанский, французский, немецкий языки). Организовал курсы высшей математики. Занимался принудительным трудом, выполняя различные земляные работы. Зимой на ручных мельницах молол зерно. Был и художником, рисовал картины о тюремной жизни и быте заключенных и их жен, о сибирской природе.
Стало труднее, когда заключенные перешли на поселение, их разбросали по Сибири. Паек составлял 200 рублей в год. Многие эту 'милость' принимать не хотели. Несмотря на трудности, декабристы и в Сибири развернули большую научную, культурно-просветительскую и хозяйственную деятельность. Изучали, описывали природу, климат Сибири, ее растительный и животный мир, сажали и выращивали овощи, выводили новые сорта сельскохозяйственных культур.
В 1839 году Завалишин вышел на поселение и женился на дочери полковника Смольянинова. Но в 1845 году жена его умерла (похоронена около старочитинской Михайло-Архангельской церкви).
В Чите Д.И.Завалишин обучал детей на дому и в школах, принимал активное участие в открытии и работе школ. Выписывал книги, учебники из Петербурга. Открыл ряд сельских приходских училищ, возобновил работу казачьей и солдатских школ, открыл школу для мальчиков и девочек 'всякого звания и положения'. В Чите он прожил почти четверть века.
Генерал-губернатор Сибири решил избавиться от строптивого Завалишина и начал хлопотать о выселении его из Сибири. И добился.
В 1856 году был принят царский Манифест, по которому декабристам разрешался выезд во внутреннюю Россию и жить во всех городах. Им было возвращено дворянское звание. Все же Д.И.Завалишин еще довольно долго оставался в Забайкальской области. Прибыл в Казань Дмитрий Иринархович 28 ноября 1863 года. Побыл недолго. Казанский губернатор решил отправить его из губернии, мотивируя тем, что его пребывание в городе отрицательно влияет на поведение молодежи. Он переехал в Москву жить под надзором и с условием, что не будет выступать против правительства.
В 1871 году Дмитрий Иринархович женился вторично в возрасте 67 лет на дочери титулярного советника Зинаиде Павловне Сергеевой. У них родились четыре дочери и два сына. Брак был счастливым.
В Москве он работал секретарем комитета грамотности, не оставлял и литературную деятельность. Состоял членом попечительства глухонемых. Вел активную общественную деятельность.
Личность Д.И.Завалишина была сложной, его поступки порой казались необъяснимыми и странными. Его мучительный самоанализ, тоска по нравственному идеалу, стремление к утверждению правды на земле, простота и скромность в жизни, талант и гениальность, и многие свойства его личности восхищали многих.
Д.И.Завалишин пережил всех декабристов. Он был последним из этой плеяды революционеров. Умер он в возрасте 88 лет - 'рыцарь без страха и упрека'.
В 1882 году через наш край проезжал великий писатель Л.Н.Толстой. Здесь он интересовался конезаводами Казим-Бека и его предпринимательской деятельностью, а также оборотами Рождественской ярмарки (которая была в Лаишевском уезде).
Лев Толстой приезжал с сыном в Лаишевский уезд и в 1891 году. Они побывали в поселках Лаишеве, Тюлячах, Пановке. Это было в неурожайном году. Толстой и его сын Лев Львович содействовали открытию в п. Пановке столовых и организации лечения холерных больных (тогда наблюдалась вспышка холеры).
А.М.Горький - великий писатель, хотя и не был в нашем селе, но хорошо знал о нем. Алексей Пешков (Горький) работал и дружил с некоторыми рыбнослободцами. Один из братьев Субботиных, Дмитрий Петрович (1879-1938) рано уехал из Рыбной Слободы в поисках заработка. Он обосновался в Нижнем Новгороде, где познакомился и долгое время дружил с будущим писателем. Они вместе работали на пивоваренном заводе. В семье Субботиных хранилась фотография, на которой были сняты А.Горький и Д.Субботин.
Другой житель села Казарин Максим Прокофьевич работал с Алексеем Пешковым в Казани у владельца бакалейной лавки Андрея Степановича Деренкова, в пекарне расположенной на ул. Малая Лядская, д.10 (ныне ул. Горького). Максим Казарин был пекарем, а Алексей Пешков в 1886 году работал у него подручным пекаря. Максим Прокофьевич любил рассказывать детям о своей совместной работе с Горьким. Хорошо отзывался о пролетарском писателе.
Довольно продолжительное время в селе жил и занимался литературной деятельностью советский писатель М.С.Бубеннов. Михаил Семенович Бубеннов родился в 1909 г. в с. Гуселетово Алтайского края. Его отец Семен Леонтьевич был крестьянином-бедняком. В годы гражданской войны партизанил. Активно участвовал в строительстве новой жизни в сибирской деревне.
Миша был очень любознательным. Его детское сознание было заполнено изучением природы. Природа - добрая и мудрая Наставница - ненавязчиво учила мальчика жить. Михаил от природы узнавал не меньше, чем в своей семье. Природа явилась прекрасной школой нравственного воспитания. Трудолюбие, забота о своих близких, доброта, дружелюбие, интерес к изучению человеческой жизни стали главными чертами характера Бубеннова.
Еще в школе мальчик проявлял особый интерес к литературе. На уроках декламации, которые проводил учитель литературы, Михаил был очень активным. Несмотря на стеснительность, мальчик увлеченно читал стихи. Вечерами после ужина или перед гостями семьи, которые приходили на праздники, парень проявлял свое художественное мастерство. Он знакомил старших с русской поэзией. Неграмотные крестьяне воспринимали высокопатриотическую, вольнолюбивую русскую поэзию. Любовь к природе, усиленная поэзией, развивала в душе юноши чувство прекрасного, пробуждала высокие порывы и мечты. Уже в 12 лет Михаил с большой любовью и призна-тельностью воспевал родную природу. Природа явилась для него первой наставницей, а второй наставницей стало изучение человеческой жизни.
Большим потрясением для мальчика была первая мировая война. Отца забрали на фронт. Михаил впервые почуствовал себя обездоленным и беззащитным. В юной памяти сохранилась безутешный плач женщин села, когда они получали посылки с солдатским бельем с фронта (гимнастерки, обагренные кровью), как возвращались с войны израненые фронтовики-калеки.
Отец Михаила был спокойным, добрым и ласковым человеком. Он часами занимался со своими сыновьями, был столяром, кстати, столяром первой руки. Он показывал свои инструменты, с необычайной увлеченностью рассказывал о своем любимом деле. Отец часто ходил на разные собрания и митинги. Всегда возвращался заметно возбужденным. С затаенным дыханием слушали сыновья каждое отцовское слово. Именно отец пробудил в Михаиле живейший интерес к сельской жизни.
Мальчик помнил картины грозного лета девятнадцатого года. Как принудительно мобилизовывали деревенских парней в белогвардейскую армию, жестокие порки плетями дизертиров и некоторых крестьян, крестьянские восстания, партизанские отряды. До конца дней своей жизни Михаил Семенович вспоминал тот ужас, который пришлось ему пережить, когда увидел полураздетого избитого белогвардейцами своего отца, чудом спасшегося от расстрела. Жутко было, когда отец, спасая Михаила от белых, увозил его ночью в партизанский отряд.
После гражданской войны крестьяне с. Гуселетово объединились в коммуну. Парень перенес на своих плечах все трудности первой коммунарской весны 1921 года. Можно с уверенностью сказать, что коммуна жила на военном положении. Место для коммуны было выбрано удачно: у большого пресного озера, за ним был сосновый бор. Здесь были хорошие пахотные земли и разные угодья, рядом лес, вода, много дичи и рыбы. В коммуне были только крестьяне-бедняки. Лошадей было мало. Они едва волочили ноги, были ослаблены бескормьем. Гражданская война и сильнейшая засуха 1920 года сильно подорвали хозяйства крестьян. Но коммунары проявляли горячее желание к совместной работе, боролись с трудностями первого года новой жизни. Мальчишки пахали, боронили, засевали поля. Тяжелые условия были для работы. Жили коммунары в невероятной тесноте. Они на скорую руку поставили две избы. Спали на полу вповалку, питались одной жиденькой похлебкой из картошки и пшена. Хлеба и мяса не видели. Иногда мальчишкам доставалось по кружке молока. Хотя холодная, полуголодная тяжелая весна жизни в коммуне не должна была запасть в душу, но вера в светлое будущее, дух товарищества и братства залегли в пласты памяти. Коммуна запомнилась Бубеннову еще и тем, что там мальчишки занимались гимнастикой и строевой подготовкой, изучали оружие. В свободные минуты дружно всей коммуной пели революционные песни.
Справка М.С.Бубеннова об участии в работе Московской организации пролетарских колхозных писателей. 1932 г.
Хотя эти коммуны быстро распались (у крестьян не было опыта в ведении коллективного труда, да и усло-вий для создания крупных хо-зяйств), все же они сыграли большую роль в распространении идеи коллективизации сельского хозяйства.
После окончания сельской школы Михаил Семенович начал работать учителем в сельской школе. Проводил большую общественную работу. Заканчивались у него все дела только к полуночи. Но каждый день, насыщенный сложными событиями, прожитый в горячей борьбе, обогащал будущего писателя множеством наблюдений и мыслей. Подогретый этими мыслями он садился писать стихи или рассказы, сюжетом которых была какая-либо быль. Вместо стихов о природе появлялись стихи, насыщенные страстной гражданственностью. В рассказах Михаил Семенович старался запечатлеть кипучую действительность тех памятных дней.
Желание писать подталкивалось развитием литературы в стране. Настоящей школой для молодого писателя явилось творчество А.М.Горького. Еще в детстве Бубеннов увлекся его романтическими произведениями. Многие знал наизусть. Проникся большой любовью к суровой горьковской прозе. Читал 'Тихий Дон' М.А.Шолохова, произведения А.А.Фадеева, Ф.И.Панферова. Осенью 1928 года Михаил Бубеннов создал в Сибири литературный кружок. Он объединил тех учителей, кото-рые пробовали свои силы в литературе. Члены кружка завели свой литературный журнал. Его переправляли из одного села в другое. Каждый мог печатать в нем свои произведения (стихи, рассказы, критические статьи). В кружке царила атмосфера творческой активности. Этот литературный кружок установил связь с Всероссийским объединением крестьянских писателей в Москве. Это объединение оказало большую помощь кружку Бубеннова. В мае 1929 года Михаил Семенович принимал участие в I Всероссийском съезде крестьянских писателей в Москве. Он слушал доклад А.В.Луначарского - народного комиссара просвещения РСФСР, литературного критика, драматурга, публициста. Глубокое впечатление на Бубеннова оказала встреча делегатов съезда с А.М.Горьким. Горький удивил молодого писателя огромной мудростью, озабоченностью судьбой родной литературы. Пролетарский писатель на съезд приехал прямо из Италии. Все восприняли его с большим воодушевлением. Горький говорил о мастерстве, литературном деле, о серьезной работе над словом, о необходимости развития творческого дарования. Большую фотографию встречи участников съезда с Горьким, как самую драгоценную реликвию Михаил Семенович хранил всю жизнь.
Черпая материал из жизни деревни, в 1929-1930 годах Бубеннов написал несколько повестей. Он глубоко прочувствовал проблемы крестьян во время коллективизации в Сибири. Михаил Семенович выступил против насильственной коллективизации. Его можно было обвинить, признать врагом народа. Осенью 1930 года Бубеннов вместе со своей женой Раисой уехал в Татарию, в Рыбную Слободу. Это село было родиной Раисы Киясовой. Киясовы были состоятельной семьей. Они занимались торговлей, имели хороший дом и большое состояние. В годы революции были репрессированы на Алтай. В 1928 году Михаил и Раиса встретились и вскоре поженились. Бубенновы стали работать в с. Урахча. В этом селе была школа II ступени. Супруги Бубенновы преподавали русский язык и литературу. Днем они занимались с детьми, а вечером учили крестьян. Учителя получали небольшой заработок. Бубенновым жилось скудно. Часто не было керосина, бумаги, но, живя в деревне, Михаил Семенович разработал для себя программу самообразования. Выписывал необходимые книги, журналы. В Рыбной Слободе при библиотеке он обнаружил склад неразобранной литературы, реквизированной в годы революции из частных библиотек. Бубеннов перечитал большое количество классической литературы, а ночами писал. В феврале 1931 года он закончил работу над повестью 'Наследство'. К концу лета 1932 года появилась другая повесть - 'Гремящий год'.
В Рыбной Слободе никто не знал, что у Михаила Семеновича в Москве издана книга. Бубеннов взялся за создание второй книги, темой для которой послужила жизнь коммуны 'Новый мир' на Алтае. Дни писателя были заняты службой, добыванием денег, заготовкой дров, а ночами возвращался к делу. Он посвящал ему каждую свободную минуту. Читая разные произведения, Михаил Семенович выписывал понравившиеся места, отдельные фразы и слова, которых совсем не знал. В 1933 году семья Бубенновых стала жить в Рыбной Слободе. Михаил Семенович устроился работать корреспондентом в политотдельской газете Рыбно-Слободской МТС (машинно-трактор-ной станции). Он не испугался мелкой работы в газете. Учился находить нужные слова, писать экономно, выразительно. Писатель с душевной теплотой отзывался о годах жизни в Рыбной Слободе. По собранным материалам о гражданской войне в Прикамье он написал повесть 'Бессмертие'. В 1934 году М.С.Бубеннова взяли на работу в республиканскую газету 'Красная
М.С.Бубеннов. За материалами для газеты. 1933 г.
Татария' в Казани. Бубеннов писал различные статьи, очерки. Дотошно изучал то, о чем хотел поведать читателю. В эти годы он исколесил не только район, но и всю Татарию, встречался со многими интересными людьми. Часто выезжал в Москву. Работа в газете расширяла кругозор, оттачивала его мастерство. Бубеннов в редакции 'Красной Татарии' работал вместе с поэтом Мусой Джалилем.
В 1940 году у Бубеннова умерла жена. Он остался с десятилетним сыном. Все годы войны его сын жил с бабушкой в Набережных Челнах, а Михаил Семенович был на фронте, служил в 88-й дивизии, был корреспондентом газеты 'Боевое знамя'. Ему приходилось часто бывать на передовой. В 1943 году Михаилу Семеновичу удалось собрать по крупицам материал о сражениях 56-й стрелковой дивизии, где служил Александр Матросов. Он описал подвиг сына Родины, который погиб у д. Чернушки Псковской области. В моменты передышек между боями Бубеннов писал материал, продумывал сюжеты своей будущей книги. На фронте М.Бубеннов был награжден медалью 'За отвагу', и орденом Красной Звезды.
В редакции газеты радисткой работала скромная, красивая девушка Валя. Михаил и Валентина после войны летом 1945 года поженились. В марте 1946 года Бубеннов демобилизовался. Приехал в Казань, у него там была квартира. Но за годы войны в ней поселилась многодетная семья. Бубеннов не стал их беспокоить. Заехав в Набережные Челны за сыном, Михаил Семенович уехал в Ригу. Там закончились его фронтовые дороги. Там он надеялся найти какое-нибудь жилье. Мог работать в редакциях газет, жить безбедно. Но мысли о книге продолжали волновать его. На войне Бубеннов подорвал свое здоровье. У него был туберкулез. Влажный климат Прибалтики ему совсем не подходил. Он постоянно лежал в госпиталях, не выходил из больниц. Несмотря на это, продолжал писать правду о войне. Весь материал военных лет лег в основу романа 'Белая береза'. Осенью 1946 года его напечатали в журнале 'Октябрь'. Редактор журнала Ф.И.Панферов помог Бубеннову достать путевку в подмосковный санаторий, нашел дорогие и редкие лекарства. Он навестил Михаила Семеновича в санатории, принес с собой авторские экземпляры 'Белой березы'. В марте 1948 года Бубеннову была присуждена Сталинская премия за роман. Бубеннова вызвали в Москву. Там он прошел тщательное медицинское обследование. Потом отправился на лечение в Крым. По приезду в Москву Бубеннову вручили ключ от новой квартиры. С этого времени он стал москвичом.
В 1954 году в стране прозвучал дерзкий клич: 'Целина'. В стране был массовый энтузиазм. Молодежь поехала в казахстанские степи. В самый отдаленный Угловский район поехал и Бубеннов. Там предполагалось поднять особенно много целинных и залежных земель. Михаил Семенович хотел быть свидетелем событий, которые вошли в нашу историю. Очень скоро ему захотелось написать об этом. Он создает роман 'Орлиная степь'. Писателя удивили стойкость и упорство целинников. Михаила Семеновича постоянно поддерживал и помогал Ф.И.Панферов. В 'Орлиной степи' Бубеннов передал трудовой энтузиазм того времени, герои книги в самом деле совершили великий подвиг.
После издания романа 'Орлиная степь' М.С.Бубеннов поехал на строительство Братской ГЭС, познакомился не только со строителями, но и с рабочими гидрологами, которые реконструировали судовой ход на Нижней Ангаре. Изучая жизнь на стройке, Бубеннов пришел к решению взяться за создание нового романа 'Стремнина'.
Вот что писал литературный критик В.Озеров: 'С интересом прочитал, увидел крупные характеры, большие дела, бурные страсти - это и есть смысл нашего времени'. Другой критик Е.Осетров отметил, что М.С.Бубеннов относится к числу современных авторов, кровно увлеченных темой Сибири, что его роман - это роман о героях. Их характеры подстать полноводным и бурным сибирским рекам, русла которых приходится прорубать с тем, чтобы дать проход судам. Прорубать взрывами. Работа героев сродни опасному труду солдат на войне.
Подводя итоги своей жизни, Михаил Семенович писал: 'Я считаю себя рядовым солдатом русской литературы. С юных лет я служу ей, как служили советские солдаты своей Отчизне на полях Великой Отечественной войны. Не все они увенчали свои жизни героическими подвигами, достойными бессмертной славы, но все они честно исполняли свой священный долг; от огня их сердец занялось и возникло над всем миром ослепительное сияние нашей Победы'.[17] Писательское дело Бубеннова отмечено двумя орденами Трудового Красного Знамени (1959, 1971 гг.).
* * *
Наш край связан с именем грузинских князей Багратион. Потомки П.И.Багратиона - генерала, полководца Отечественной войны 1812 года владели земельными угодьями в селах Урахча и Мельничный Починок. Княгиня Багратион 12 июля 1917 года телеграфировала в Казанскую земскую управу о защите ее от притеснения крестьян, которые отказывались исполнять повинности, занимались незаконной порубкой леса, мешали работе мельницы.
В конце XIX века в селе было два общества со своими старостами. Улицы Большая, Мокрая, Стрелка, т.е. их жители, входили в одно общество, жители Базарной, Хивы - в другое (План села того времени см. Приложение ? 2, Клировые записи по состоянию населения с 1880 по1897 гг. см. Приложение ? 2а).
Дорога на горицу. Худ. В.А. Пузырьков
Дорога в Горицу. Худ. В.А.Пузырьков
В XIX веке в селе было мужчин 401 человек, женщин - 515. В Горице мужчин - 23, женщин - 18 по клировым ведомостям. В 1862 году было 289 домов и питейное заведение. Хлебопашеством крестьяне почти не зани-мались. Занятия жителей составляли торговля и различные промыслы, особенно серебряный. Ювелиры-'серебряки' составляли значительную часть жителей.
В 1783 году в селе была построена каменная церковь. На высоком берегу красовалась двуглавая. Здание церкви особенно хорошо смотрелось со стороны Камы. Величие, спокойствие таились в храме, казалось, что от всех бед, бурь готов защитить человека этот храм. Название церкви - Во имя Казанской Божьей Матери с приделами святых Равноапостольных Петра и Павла и Дмитрия Митрополита Российского. До этого была деревянная церковь-часовня во имя Святого Николая в Горице. Там часто проходили богослужения, крестные ходы. Людей хоронили на кладбище недалеко от часовни. Строили каменную церковь всем миром из красного кирпича. Раствор, что применяли мастера, был белым, очень крепким. Купола были яркими, красивыми. На них были кресты из тонкой меди, покрытые позолотой. Их делали специальные мастера.
В звоннице церкви было 12 колоколов. Самый большой колокол весил 280 пудов, язык этого колокола был в человеческий рост.
Внутри церкви былое богатое убранство. Все стены, потолок до самого купола были расписаны картинами из жизни святых, украшены иконами. Красиво были оформлены подсвечники. Они были разной величины, высоты: для маленьких свеч, для средних, для больших.
В церкви работали духовные отцы Орлов, Соколов, дьяком был Казанцев. Батюшка И.М.Орлов управлял церковью в конце XIX - начале XX века. Видимо, его сыновья Феодор, Константин, Михаил, Василий продолжили дело отца. Феодор Иванович стал священником после смерти отца в Рыбной Слободе, Константин, Михаил и Василий были законоучителями - священниками в селах Полянке, Анатыше и Рыбной Слободе. Феодор Иванович скончался в 1918 году в возрасте 38-40 лет. Он был похоронен около церкви. В 1972 году, когда обвалился берег Камы, стала видна кладка стены могилы. Кто-то сделал пролом кладки, вытащил гроб, ограбил могилу. К удивлению многих односельчан, что спустились к Каме утром, увидели хорошо сохранившееся тело. Человек был похоронен в генеральском мундире, в двух гробах: цинковом и деревянном, тело было забальзамировано. Было высказано предположение, что этот человек погиб от раны. Утвердилось мнение, что это участник Крымской войны. Тело его было доставлено на родину. Этот человек также близок к семье Орловых. Только таких людей хоронили около церкви. Когда было заложено строительство нового храма, в развалинах старой церкви был обнаружен склеп - усыпальница батюшки и его семьи.
Другой священник Соколов Владимир был священнослужителем в Русском Ошняке, потом в Рыбной Слободе. (Его один сын Николай Владимирович стал профессором, заслуженным деятелем науки ТАССР и РСФСР (см. о нем в разделе Здравоохранение). Другой сын после окончания сельскохозяйственной академии работал в Министерстве сельского хозяйства Татарстана). При церкви также работал дьяк Казанцев.
В селе было духовное правление. Церковь была Соборной, часто на Соборы приезжали священнослужители храмов других сел. В церкви был староста - Уфимцев Яков Федорович. Он ведал всеми хозяйственными делами. Аккуратно вел делопроизводство.
Прихожан было много, в праздники не помещались в церкви. На богослужения ходили всей семьей. Было большое уважение и почитание священнослужителей.
Ф.И.Орлов с супругой Ольгой Владимировной. 1914 г.
Из сел Остолопово, Трой-Урая на лодках приезжали прихожане в наш храм на богослужение.
Односельчане часто собирались на сходы, обсуждали вопросы, касающиеся села. Собирались во время праздников на Слеповой горе (место между поликлиникой и ЦДТ).
[1] Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. Казань. 1999, с.206
[2] Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов. Москва. 2001, с.12
[3] Там же, с.13
[4] Д.А. Мустафина. Феодальное землевладение и социальные категории населения в Казанском уезде во второй половине XVII века. Казань. 1986, с.13
[5] П.А.Садиков. Очерки по истории опричнины. Москва. 1950, с. 367
[6] РГАДА. Ф.1209, кн. 955, л.178-183, об. 358
[7] РГАДА. Ф.129, кн.955, с.360
[8] РГАДА. Ф.129, кн.955, с.87
[9] Там же, с.88-89
[10] И.П.Ермолаев, Д.А.Мустафина. Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов. Москва. 2001, с.133
[11] И.П.Ермолаев, Д.А.Мустафина. Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов. Москва. 2001, с.18
[12] Татарский энциклопедический словарь. Казань. Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999, с.365
[13] И.П.Ермолаев, Д.А.Мустафина. Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов. Москва. 2001, с.17
[14] НАРТ. Из столбцов Мурзихинского архива. Т.I, л.30
[15]Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в пугачевском восстании. Казань, 1975, с.178
[16] Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. Казань. 1999, с.207
[17] Бубеннов М.С. Москва, 1982, т.4, с.494