Первое, что бросается сразу в глаза, это то, что решение об удалении ссылки принимается самим поисковиком. Т.е. поисковик своими силами обязан перепроверить актуальность тех или иных сведений, их достоверность, погашен ли срок судимости гражданина и т.п. и вынести решение о целесообразности удаления той или иной ссылки. Представители Яндекс уже прокомментировали данный аспект:
«Операторов поисковых систем обязывают самостоятельно определять достоверность информации, размещённой в интернете, законность её распространения, а также наличие в тех или иных событиях признаков преступлений, давать юридическую квалификацию таким действиям и определять сроки давности привлечения к уголовной ответственности».
Даже поверхностный взгляд на данный вопрос заставляет усомниться в том, смогут ли поисковики самостоятельно делать подобные заключения. А уж тем более иностранные поисковики, такие как Yahoo, Google, Bing и пр. К примеру, у того же Google до сих пор нет нормальной русскоязычной техподдержки ни по одному из их сервисов!
Во-вторых, возьмем пример из личного опыта. Не так давно я написал статью о Владиславе Фемистоклове – человеке, который занимается мошенническими действиями в Интернет. И что ж теперь? Этот самый Владислав будет требовать, чтобы поисковики удалили ссылку на мою статью о нем? Состава уголовного преступления там как бы нет, в суд на него вроде как никто не подавал, значит он вправе требовать от поисковика «забвения» на факт его мошеннических действий? И что будет делать поисковик? Будет ли он разбираться во всей ситуации, искать состав преступления, давать его моральную и юридическую оценку и пр.? Очень сомневаюсь…
В-третьих, любой человек может удалить данные из интернет о своем криминальном прошлом. Ну хорошо, когда это дядя Вася из соседнего подъезда. А если это высокопоставленный чиновник, который в прошлом был судим, к примеру, за взятку или иной криминал, а ныне баллотируется в госдуму или местный исполнительный комитет? Он тоже имеет право на забвение?
В-четвертых, в интернет много отзывов о фирмах, оказывающих те иные услуги. К примеру, какому-то человеку фирма плохо смонтировала натяжной потолок и отказалась переделывать работу или возмещать деньги. В отзыве этого человека содержится название фирмы, а также имена и фамилии её директора и работников, осуществлявших монтаж. И вот теперь директор этой фирмы направит заявление Яндекс или Google с требованием удалить ссылку на этот отзыв из результатов выдачи, так как дело было уже год назад, да и криминала в их некачественной работе никакого не имеется. Что делать поисковику на основе принятого федерального закона о забвении?
Как видим, вопросов пока больше чем ожидаемой пользы… Ведущие интернет-компании также негативно отзываются о новом законе и заявляют, что он нарушает права граждан на доступ к информации и противоречит общественным интересам. Директор по внешним коммуникациям Rambler Матвей Алексеев заявил, что удаление поисковиками ссылок на СМИ является нарушением закона «О средствах массовой информации».
Складывается ощущение, что чиновники как всегда торопятся принять какое-то решение, а уж потом будут по ходу будут смотреть на реакцию и вносить правки. Тем более непонятна позиция обязывать поисковики выполнять какой-то закон, но при обсуждении и принятии этого закона даже не спросить их мнения, как экспертов в данной области и непосредственных исполнителей.